Регулярный парк
Регулярный (французский) парк – это парк, имеющий геометрически правильную структуру, как правило, с выраженной симметричностью и геоиетричностью композиции.
Регулярный парк имеет прямые аллеи, которые по совместительству выполняют роль осей симметрии. Здесь обычно располагаются партеры, бассейны, цветники, которым намеренно придается правильная форма.
Рисунок 1. Версальские сады. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Культура устройства регулярных парков достигла своего пика в эпоху господства архитектурного стиля барокко во Франции (XVII – XVIII вв). Хорошим примером данной тенденции могут служить сады Версаля, созданные для семьи Людовика XIV архитектором Андре Ленотром. Очень быстро моду на французские парки переняли другие европейские государства; отсюда садово-парковые ансамбли и получили свое название.
Однако, исторически термин «французский парк» не совсем точен, поскольку регулярные сады зародились в Италии, еще в эпоху Ренессанса, а наибольшей изощренности они достигли в Англии в XIX веке. Здесь стала практиковаться стрижка растений в виде сложных и экзотических форм:
- животных;
- кубов;
- шаров
- спиралей.
Следует заметить, что регулярные парки в большей мере были распространены при европейских дворцах и замках. Как правило, каждый из них играл особую роль в дворцово-парковых ансамблях.
История появления
Как уже отмечалось выше, французские регулярные парки произошли от итальянских садов эпохи Возрождения, принципы проектирования которых были привнесены во Францию в начале XVI века. Одними из типичных образцов итальянского садово-паркового ансамбля были Сады Боболи (Флоренция) и сады виллы Медичи (Фьезола). Оба этих сада характеризовались:
- наличием партеров (участков для рассады культурных растений) правильной геометрической формы;
- применением фонтанов и различных водоемов для оживления композиции;
- наличием лестниц, перепадов и уклонов для объединения разных уровней ландшафта;
- наличием гротов, лабиринтов и скульптур.
Подобные садово-парковые ансамбли символизировали порядок и гармонию – главные идеалы периода Возрождения.
После своего путешествия в Италию в 1495 году король Карл VIII привез на родину итальянских мастеров и ремесленников (в т. ч. Пачелло де Меркольяно). По распоряжению короля специалисты приступили к устройству парка в королевской резиденции в Амбуазе. Наследник Карла, Генрих II, вел войны с итальянцами и встречался с Леонардо да Винчи, что сказалось на внешнем виде садово-паркового ансамбля в королевском замке Блуа.
Рисунок 2. Во-ле-Виконт. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В 1536 году архитектор Филибер Делорм занимался проектированием и устройством садов замка Ане. Считается, что вдохновение он черпал у Римских регулярных парков. Тщательно продуманная структура сада Ане, которая отражалась в водоемах и насаждениях, стала одной из самых значительных образцов французского парка.
Несмотря на то, что сады периода французского Возрождения сильно отличались по внешнему виду от садов эпохи Средневековья, они по-прежнему считались обособленной от дворца архитектурной композицией и, как правило, вовсе отделялись от него стеной. Здесь отсутствовала связь между различными участками парков, нередко сады устраивались на совершенно неподходящих для этого территориях, которые в большей мере соответствовали оборонным целям, чем стремлению к созданию прекрасного. Все изменилось в XVII веке, когда получили широкое распространение настоящие французские регулярные сады.
Во-ле-Виконт и Сады Версаля
Одним из первых значительных французских парков можно назвать садово-парковый ансамбль дворца Во-ле-Виконт. Проектированием и устройством поместья Николя Фуке (суперинтенданта финансовой сферы короля Людовика XIV) было начато в 1656 году. Автором проекта главного здания был архитектор Луи Лево, созданием скульптур для парка занимался Шарль Лебрён, а проектирование самого регулярного парка было доверено Андре Ленотру.
Данный архитектурный ансамбль был интересен тем, что впервые при его строительстве была применена техника увязки архитектуры дворца и садово-паркового ансамбля. С главного крыльца дворца открывалась уникальная перспектива на полтора километра вперед, вплоть до статуи Геркулеса. На территории французского парка были устроены партеры, которые включали в себя вечнозеленые кустарники в орнаментных узорах. Аллеи парка украшались скульптурными шедеврами, фонтанами и водоемами. Симметрия, господствовавшая в структуре регулярного парка, была доведена до совершенства и цельности. Интересно, что данные качества редко можно было встретить в классических садах. Главный дворец располагался в самом центре этой взыскательной пространственной композиции, олицетворял успех и силу.
Уникальные сады Версальского дворца, также созданные Андре Ленотром в период с 1662 по 1700 гг., являются произведением французского искусства. Долгое время данные сады являлись крупнейшими садами в Европе (их площадь составляла 8300 гектаров). Они были разбиты вдоль главной осевой линии, проходящей с востока на запад (следуя движению солнца). Солнце на восходе проходило через Двор Славы, освещало Мраморный двор и садилось за Большим каналом.
Сады Версаля контрастировали с роскошным перспективным видом, который простирался до горизонта и включали в себя ряд сюрпризов – водоемов и боскетов, наполненных скульптурными шедеврами. Все это придавало садам маломасштабность и образовывало укромные уголки внутри регулярного парка.
Одним из главных символов сада было Солнце, оно олицетворялось статуей Аполлона, располагающейся в главном фонтане садов. Архитекторы стремились удлинить виды и перспективы парка как со стороны дворца, так и в обратную сторону.