Фландрское направление
Начало 17 века ознаменовал расцвет Фландрии. Постепенно избавляясь от разрухи, вызванной революцией и восстанавливая экономику под эгидой испанского протектората, а также с условием сохранения католицизма как главной религии, Фландрия активно отстраивается, причем в городской архитектуре господствует римское барокко. Во многом первые постройки копировали знаменитую церковь Иль-Джезу, расположенную в Риме. Одним из самых ярких примеров римского барокко стала иезуитская церковь, располагавшаяся в Брюсселе и, к сожалению, не сохранившаяся до наших дней. Но римское наследие недолго было основным источником вдохновения, довольно быстро местные зодчие начали применять местные традиции в строительстве, тем самым создавая свой формат барокко. Фландрское направление барокко отличается от прочих общим духом праздничной декоративности.
К лучшим его образцам относятся:
- Церковь Святого Михаила (Левен), построенная по проекту архитектора Хесиуса во второй половине 17 века;
- церковь Ионна Крестителя (Брюссель), также построенная по проекту архитектора Хесиуса;
- дом Рубенса (Антверпен).
Одной из особенностей архитектуры Фландрии является то, что богатство декора сосредоточено лишь на главном фасаде, при этом фасад играет самостоятельную роль, он не отражает внутреннюю структуру здания. За счет этого пышного убранства и декоративности церковные здания имели торжественный и праздничный облик. В оформлении фасада активно используются скульптура и пластическая орнаментация, при этом убранство было настолько богатым, что на стенах практически не оставалось пустых поверхностей. Для наращения пластичности применяются тройные и двойные пилястры, декоративные мотивы, волюты, колонны и разорванные фронтоны.
Пилястр – это архитектурный элемент, представляющий собой вертикальный выступ стены, который имеет базу и капитель и тем самым условно напоминает колону.
Архитекторы Оппенор, Мейссонье и Пино
На фоне затухающей придворной жизни Версаля знать стала стремиться в Париж, для своих нужд аристократы строили особняки в предместьях Сент-Оноре и Сен-Жермен. В этот период наблюдается расцвет рококо. При этом строгие фасады в духе классицизма зачастую сопровождались интерьерами в стиле рококо. Во внутреннем убранстве используются картины и фрески, на которых изображены фантастические сцены и китайские мотивы.
Рисунок 1. Сохранившиеся работы Жиля Мари Оппенора. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На развитие этого этапа французской архитектуры большое влияние оказали три архитектора, которые имели тесные связи с Фландрией и учились в Италии:
- Жиль Мари Оппенор родился в Париже в 1672 году, он был сыном известного мастера-голландца, который переселился во Францию. Жиль-Мари обучался мастерству у отца и у Жюля Ардууэна-Мансара. Оппенор выполнял перестройку апартаментов в Пале-рояль, служил директором Королевских мануфактур;
- Жюс-Орель Мейссонье родился в Турине в 1695 году, в поисках работы он отправился в Париж. При дворе он работал рисовальщиком и оформителем. Именно рисунки оформления интерьеров и сделали его известным. Он детализировал мебель, бронзовые и серебряные изделия используя рокайли. Вдохновившись рисунками Мейссонье, к изготовлению элементов в стиле рококо приступали целые цеха мебельщиков, бронзовщиков, ювелиров;
- Николя Пино родился в 1684 году, он многое в своей работе перенял у отца, который был известен благодаря тому, что изготовил резные панели для Большого дворца в Версале. Пино считается одним из основателей рококо и рокайля в резке по дереве. Эти работы впечатлили русского императора Петра Великого, он приглашал Пино для отделки в дворца в Петергофе. После работы в России Пино вернулся во Францию в 1726 году и продолжил свою работу в стиле рококо, занимаясь оформлением особняков и отелей.
Эти мастера тяготели в барочной полноте образов, но при этом хотели внести на фасад формы рококо.
В Музее Московского Кремля хранится ценный экспонат, карета императрицы Елизаветы Петровны, она была создана по эскизу Николя Пино, ее росписью занимался Ф. Буше.
Рисунок 2. Орнамент, автор Жюс-Орель Мейссонье. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Благодаря немногим сохранившимся работам, зарисовкам, эскизам, литерам Пино, Мейссонье, Оппенора сегодня можно представить себе, как выглядел Париж 18 века.