Яркими представителями барокко в Италии были Луиджи Ванвителии и Филиппо Ювара.
Филиппо Ювара
Филиппо родился в 1685 году в Мессине, в юном возрасте он оказался в Риме и был очарован окружающим его великолепием, решив навсегда посвятить свою жизнь архитектуре. Он стал учеником известного архитектора Карло Фонтана.
Помимо архитектуры Ювара вел и преподавательскую деятельность, по приглашению Франческо Фонатана, сын его учителя Карло Фонтана, а также вице-президента академии Святого Луки, он становится избранным членом Академии в 1707 году и преподает архитектуру.
Стоит отметить, что Франческо Фонтана долгие годы был главным конкурентом Филиппо, и лишь после смерти Фонтана в 1708 году Ювара получил заказы королевского двора, ранее ему недоступные. Первые его работы были выполнены для кардинала Оттобони. Этот шаг позволил ему статью частью общества музыкантов, актеров и деятелей искусства, которым покровительствовал кардинал.
Одним из значимых объектов Ювара является расширение дворца в Мессине, этот заказ он получил благодаря покровительству своего земляка Франческо Агирре.
Филиппо называют вторым по величине мастером Турина, он прибыл туда достаточно юным после успеха в Мессине, но смог воплотить множество проектов в как в самом городе, так и вблизи него:
- палаццо Мадама, западное крыло, работы велись в 1718 году;
- базилика Суперга, возведенная с 1715 по 1731 годы;
- охотничий замок Ступиниджи, возведенный после 1729 года;
- здание семинарии.
Ювара относится к тем представителям итальянского барокко, чье влияние распространилось далеко за пределы страны, его приглашали строить в других стран, он выполнял проекты для Лиссабона, Португалии, а последние годы работы в Мадриде. В 1728 году ему был присвоен титул аббата Сельве, он много путешествовал и консультировал строительство различных объектов, в том числе в столице Савойи.
Филиппо Ювара умер в возрасте 58 лет, в разгар работы над новым королевским дворцом Мадрида. По официальной версии он заболел пневмонией, но существует теория по которой Ювара был отравлен. Его проект дворца был значительно изменен и уменьшен и реализован в обновленной версии учеником, Д. Б. Сакетти.
Рисунок 1. Палаццо Мадама Филиппо Ювара. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Луиджи Ванвителли
Луиджи родился в мае 1700 года в Неаполе, Неаполитанском королевстве. Впоследствии он станет известным рисовальщиком, живописцем и архитектором, а также автором самого большого здания 18 века, Королевского дворца в Казарте.
Возможно, его успех был заложен еще в юные годы, ведь он родился в семье художника-пейзажиста и дочери литератора. Первые уроки живописи мальчику дал отец. Отец был дружен с Филиппо Ювара, что позволило Луиджи начать изучение перспективы. Отец всячески поощрял интерес к искусству и живописи, передавал сыну свои альбомы и альбомы, созданные Андреа Лоренцани, дедушкой Луиджи.
Одной из первых работ Луиджи стал Палаццо Киджи-Одескальки, он принимал участие в расширении палаццо вместе со своим учителем, Николо Сальви. Следующим важным этапом стала должность помощника архитектора в соборе Святого Петра в Ватикане.
К самостоятельным работам Луджи относятся:
- капелла Сан-Джованни Баттиста в Лиссабоне;
- монастырь августинцев в Риме;
- фасад Санта Мария дель- э -дей Мартри;
- проект колокольни Санта Каза в Лорето.
Выполненные Луиджи Ванвителли работы привлекли внимание короля Карла VII, он поручает архитектору проект дворца, который должен был стать красивее и изящнее самого Версаля. Это был самый масштабный проект не только в профессиональной карьере Ванвителли, но и в целом для 18 века. Строительная площадка казалась необъятной, грандиозный дворец, театр и сады возводили три тысячи человек.
Водоснабжение дворца также было спроектировано архитектором, он нашел на значительном удалении от дворца источник у подножия горы Табурно.
К сожалению грандиозный проект отнимал огромное количество сил, у Луиджи начались первые проблемы со здоровьем, но он не мог оставить строительство из-за плетущихся вокруг него интриг. В это время он также занимался сценографией и готовил декорации к свадьбе Фердинанда IV и Марии Джузеппе.
Строительство дворца заканчивал сын Луиджи, Карло Ванвителли, он также был архитектором и помимо этой работы разработал проекты нескольких домов для Неаполя.