Творческая биография
Эрих Мендельсон родился 21 марта 1887 года в городе Аллештайн в Германии, умер 15 сентября 1953 года в Сан-Франциско, Калифорнии, США
Рисунок 1. Эрих Мендельсон. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Эрих Мендельсон немецкий архитектор, который известен своим зданием «Башни Эйнштейна» в Потсдаме. Данное сооружение является сенсацией и примером немецкого архитектурного экспрессионизма с использованием современных элементов конструкции и материалов (1919-1921).
С 1907 по 1911 год учился в Высшей технической академии в Мюнхене у Теодора Фишера. С 1911 по 1944 год очень плотно общался с объединением модернистов «Синий всадник». Первую мировую войну провел на фронте. Основные направления в архитектуре Мендельсона были в 1920-х годах – экспрессионизм, а в более позднее время – функционализм. Считая оба направления очень важными в развитии архитектуры, он первый объединил оба начала.
С началом Первой мировой войны Мендельсон уходит на фронт, где проводит в сражениях все четыре года. После окончания войны он открыл собственную компанию и принимал активное участие в различных архитектурных экспозициях. Некоторые его проекты привлекли внимание общественности, что обеспечивает бюро популярность и приносит заказы.
В 1919 году, совместно с Вальтером Гропиусом, Людвигом Мисс ван дер Роэ и Питером Беренсом создал «Ноябрьскую группу». В то же время, в Берлине, открывается его мастерская, которая впоследствии стала одной из самых известных в Германии. Проекты под лозунгом «Архитектура стали и железобетона» имели большой успех, после которого Мендельсону стали поступать заказы.
Поездка в Голландию производит впечатление на архитектора, и самые первые выстроенные по проектам Мендельсона здания: шляпная фабрика в Люккенвальде «Штейнберг, Германн и Ко» (1920-1923) и башня-обсерватория Эйнштейна в Потсдаме носят черты экспрессионизма, подчеркнутого в поездке. Башня сочетает в себе функциональность, в комплексе шляпной фабрики применены интересные перекрытия из железобетона и создан необычный облик красильного цеха.
Рисунок 2. Шляпная фабрика в Люккенвальде. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Универсамы, построенные в 1924-1929 года на основе проектов Мендельсона определили характер зданий этого типа в Германии в 1920-х годах. Наиболее известный из универмагов – «Шокен» в Штутгарте. Фасад выглядит как система горизонтальных остекленных полос, перекликающихся с полосами из кирпича и травертина, а также закругленная башня с лестницей внутри. Окна расположены довольно высоко, что позволило размещать стеллажи с товарами вдоль стены.
Рисунок 3. Универмаг «Шокен». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В 20-х годах Мендельсон создает проекты для офисных и промышленных объектов становясь законодателем архитектурной моды своего времени, которая определяла офисных общий облик архитектуры Германии.
В 1920 году архитектор проектирует несколько ярких, ставших знаменитыми зданий: универмаги Шокена в Нюрнберге (1926), Штутгарте (1926-1928) и Хемнице (1929-1930).
Мендельсон создает ряд проектов универсальных магазинов в духе функционализма, которые впоследствии оказали влияние на строительство зданий торгового типа во многих городах Европы.
Берлинский кинотеатр «Универсум» пример выдающегося функционального решения – в плане здания в виде подковы, которая обеспечивает хорошую видимость. Одновременно с этим, распластанное здание полукруглой формы с резко противопоставленной его очертаниям вертикалью башни, прекрасно организует угол столичной магистрали.
Последняя работа архитектора в Германии - «Коламбус-хаус» в Берлине – двенадцатиэтажное, строгое сооружение. Отсутствие криволинейности контура компенсирует наличие глубокой светотени, идущей по всему фасаду, от выступающей далеко вперед крыши над рестораном, расположенном на самом верхнем этаже.
В 1933 году после прихода к власти нацистов Мендельсон покидает страну и эмигрирует в Голландию, затем в Англию, где и продолжает работать, но уже в содружестве с Чермаевым. Одна из известных работ архитектора в Англии - павильон «Де-Ла-Варр» в Бексхилле с полукруглой башней и остеклением. Затем Эрих уехал в Палестину, где также создал несколько архитектурных сооружений: Палестинский банк в Иерусалиме (1938), больницы в Хайфе (1937).
В 1941 году Мендельсон перебрался США, а в 1945 году уже на всю оставшуюся жизнь в Сан-Франциско, где расположена одно из его известных творений - здание госпиталя «Маймониа» (1946).
В последнее время он проектировал синагоги и больницы: синагогальный центр в Сент_Луисе (1950), штат Монтана, синагоги и общественные центры в Кливленде, штат Огайо, Гренд-Рапиде, штат Мичиган, Сент-Поле, штат Миннесота. В своих поздних проектах архитектор остается верным идеям горизонтальности. Больница Маймонидов в Сан-Франциско отличается тем, что вместо ленточных окон проектируются выступающие балконы, в которых размещаются больные. Горизонт балконов, подчеркнутый перилами, прерывается закругленными выступами. Стремление к контрастности еще более чувствуются в этом сооружении.
Идеи Мендельсона невозможно конкретизировать и отнести к одному из архитектурных направлений XX века, но в раннем его творчестве явно прослеживается след экспрессионизма.
Общественная деятельность
Мендельсон много выступает, много публикуется. Доклад 1930 года в Ассоциации архитекторов в Англии был построен на необходимости к сочетанию динамизма с функцией. Три лекции были прочитаны в 1942 году в Соединенных Штатах, архитектуре кризиса, а именно красоте архитектуры, была посвящена одна из них.
Эриха Мендельсона часто приглашают на заседания различных архитектурных обществ. Выступления архитектора записываются, а затем выпускаются в печатном виде. Ключевая тема его выступлений – взаимовыгодное существование динамики и функции в его архитектурном творчестве.
С творчеством архитектора неразрывно связано появление стилизаторского отношения к новым произведениям архитектуры.
15 сентября 1953 года в Сан-Франциско Мендельсон умер. Он оказал огромное влияние на архитектуру всей Европы и Германии.