Архитектура Возрождения
Архитектура Возрождения – термин, применяемый для описания периода развития европейской архитектуры с начала XV до начала XVII века.
В общем смысле имеется в виду возрождение материальной и духовной культуры Древнего Рима и Древней Греции. Данный период является переломным в истории мировой архитектуры, особенно по отношению к предшествующему архитектурному стилю – готике.
Рисунок 1. Архитектура Ренессанса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Особое значение в архитектуре Ренессанса уделяется античным формам (например, симметричным конструкциям, пропорции, геометрии и порядку составных элементов).
Итальянское Возрождение принято разделять на три периода:
- Раннее Возрождение (кватроченто), примерно совпадает с XV веком;
- Высокое Возрождение, первая четверть XVI века;
- Маньеризм или Позднее Возрождение (примерно с 1520 по 1600 гг.).
В других европейских государствах в этот период развивался предренессансный стиль, а непосредственно Возрождение началось не ранее XVI века.
Что касается Италии, то архитектура ренессанса перешла в архитектуру маньеризма, которая представлялась творчеством Микеланджело, Джулио Романо и Андреа Палладио. Впоследствии стиль преобразовался в барокко, где архитектурные формы формировались подобным образом, но уже в ином общем идейном контексте.
Раннее Возрождение
Как уже отмечалось выше, новое направление в Итальянской архитектуре своим появлением обязаны переработке античных архитектурных форм и ордерной системы. В сооружениях этого периода подчеркивается плоскость стены и её материальность. Четко ограничивается внутренний объем зданий. В период Раннего Возрождения была достигнута соразмерность пропорций опорных и давящих частей, усилилось равновесие горизонталей и вертикалей.
Считается, что родоначальником архитектуры Возрождения является Филиппо Брунеллески (1377 – 1446). Брунеллески начал свою деятельность в качестве скульптора, пройдя обучение в ювелирном цехе. Впоследствии принял участие в конкурсе на создание рельефа для бронзовых дверей крещальни во Флоренции. Весьма одаренный человек совмещал интерес к искусству с познаниями инженера, что вскоре привело к тому, что Брунеллески полностью отдался зодчеству. Он разработал принципиально новую каркасную конструкцию. Архитектор сумел обойтись без строительных лесов, соорудил пустотелый купол, состоящий из двух оболочек. Таким образом он облегчил вес покрытия и уменьшил усилие распора.
Высокое Возрождение
Зарождение архитектурных принципов Высокого Возрождения началось в Риме, где на фоне поисков предшествующего периода складывается единый национальный архитектурный стиль. Он наполнен монументальностью, благородной сдержанностью, основывается на более смелом и свободном применении классической ордерной системы. В этот период в Риме появляется архитектурный образ здания с центрально-осевой симметричной композицией и замкнутым пространством.
Основоположником этого стиля является Донато д’Анджело Браманте (1444-1514). Свою профессиональную деятельность он начал в итальянском Милане. Однако, лишь после переезда в Рим ему удалось ознакомиться с памятниками античности. Ему удалось придать своим сооружениям монументальный и величавый облик, который охарактеризовал переход к новым принципам в архитектуре.
Рисунок 2. Ренессанс. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Все эти принципы появились на свет благодаря первой римской работе Браманте – небольшому храму Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио. Данное купольное сооружение имело квадратную форму в плане и гармонично развитый объем со скругленной конструкцией покрытия. Основанием сооружения был трехступенчатый стилобат.
Главным сооружением Браманте стал собор святого Петра в Риме (1506). В конструкции этого сооружения был воплощен замысел идеальной центральнокупольной композиции. План собора представляет собой сочетание квадрата с греческим равноконечным крестом. Каждая часть здания имеет собственное значение, но в то же время подчиняется целому. Следует отметить, что Браманте сыграл ведущую роль в развитии архитектуры палаццо.
Эволюцию палаццо как сооружения завершает Антонио да Сангалло (1483-1546). В своих зданиях он оставляет рустовку по углам объекта и в оформлении парадного входа. Оштукатуренные стены архитектор доработал и украсил декоративными горизонтальными поясами.
Еще один известный архитектор – Андреа Палладио (1508-1580) завершил начатый флорентийскими архитекторами переход от феодального дворца к городскому жилому дому. Жилой дом в этот период становится частью улицы, а в некоторых случаях и частью городского ансамбля.
Позднее Возрождение
В середине XVI века в Тоскане появляется группа мастеров нового поколения, которых принято связывать с маньеристским направлением. Следует заметить, что данное направление не получило широкого распространения в архитектуре. В творчестве зодчих отчетливо проявляются черты кризисного мировосприятия. Многие из специалистов данного периода были последователями и учениками Микеланджело, поэтому и переняли от него некоторые приемы и архитектурные мотивы. При этом они утратили главные содержательные качества творчества Микеланджело – гуманистическую направленность и героический характер образов.
Джорджио Вазари (1511 – 1574) являлся учеником Микеланджело. Одной из наиболее известных его работ является улица Уффици во Флоренции. Здесь архитектор занимался реконструкцией городских центральных сооружений. Улица представляла собой узкий городской коридор, фланкированный с двух сторон одинаковыми симметричными фасадами с выступающими карнизами.
Надо сказать, что в архитектуре Позднего Возрождения специалисты проводили эксперименты с формами и комбинированием различных образов. В этот период появляется усложнение ранее существующих деталей, затейливая орнаментация, большая плотность колонн и т.д.