Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Архитектурные сооружения эпохи императрицы Анны Иоанновны

Триумфальные ворота

Недолгой оказалась жизнь русского императора Петра II и следующая коронация состоялось уже в 1730 году. В этот год на царство венчалась Анна Иоанновна. Перед торжественным въездом в златоглавую Москву на коронацию, русские императрицы и императоры останавливались в загородной резиденции. Анна Иоанновна не стала исключением и остановилась в недалеко от Москвы в селе Всехсвятском в доме знатной грузинской царицы Дарьи Арчиловны.

Торжественно въехала в Москву императрица Анна Иоанновна 15 февраля 1730 года. Перед этим событием, 24 января, по примеру прошлых лет, Верховный тайный совет поручил Святейшему Синоду, к въезду императрицы в город придумать к триумфальным воротам надписи, эмблемы. Также было приказано обновить синодальную триумфальную арку, которая расположена у Воскресенских ворот.

Архиепископ Новгородский Феофан 27 января прислал в Святейший Синод письмо, в котором сказал, что из-за недостаточности времени до приезда государыни возможно ограничиться лишь самыми необходимыми изменениями и переделками в триумфальных воротах. Он предложил на воротах заменить портреты Петра II не портрет Анны Иоанновны, а вместо лиц святых царей Давида и Владимира, написать лики жен святых: Есфири, Юдифи, Елены, Деворры, Пульхерии, Ольги и других.

Так в коронацию Анны Иоанновны обновлены были триумфальные ворота, построенные ранее к торжественному восхождению на престол Петра II. Те что находились в точке пересечения Тверской улицы и крепостных укреплений — Синодальные в Китай-городе; в Белом городе от Ратуши и в Земляном Московской губернии. Замена элементов декора определялась Синодом по согласию с Тайным Советом.

Кроме триумфальных ворот Москва вся по вечерам озарялась огнями иллюминации. В создании фейерверков и иллюминации принимали участие знатные дворяне, купцы, а также послы иностранных государств. Отличительной была иллюминация, которую устроил испанский посол. Он приказал архитектору начертать план арки или триумфальных ворот, которые можно было бы перекинуть поперек всей улицы. Данная арка была выполнена в дорическом стиле и поддерживалась двенадцатью колоннами, причем восемь из них должны были поддерживать ворота, которые служили для прохода и проезда, a остальные, служили симметрии и были украшены четырьмя картинами и медальонами, поддерживая четыре статуи, символизирующие милосердие, славу, силу, религию. С двух сторон арки были размещены гербы Испании.

«Архитектурные сооружения эпохи императрицы Анны Иоанновны» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

После момента вступления императрицы в Москву через триумфальные врата Земляного города, во всех церквях начали звонить колокола. Коронация свершилась 28 апреля 1730 года.

В первый месяц 1732 года, после коронации императорской особы, она впервые вернулась в Санкт-Петербург. В честь такого события было построено трое триумфальных ворот:

  • в Аничковой слободе у Троицкого переулка;
  • на Адмиралтейском острове;
  • на Троицкой пристани.

Аничковы и Троицкие ворота построила Канцелярия по строениям по проекту архитектора Доменико Трезини. Адмиралтейские ворота построили по проекту знаменитого архитектора Ивана Коробова на деньги Адмиралтейства.

Адмиралтейские ворота. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Адмиралтейские ворота. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Замечание 1

Скульптурный декор Аничковых, а также Адмиралтейских ворот был создан живописцем Матвеевым Андреем и его командой. Троицкие ворота украшал швейцарский художник Георг Гзель.

Ледяной дом

Царствование Анны Иоанновны с архитектурной точки зрения запомнилось всем постройкой Ледяного дома для проведения свадьбы придворных шутов калмычки Авдотьи Ивановны Бужениновой и князя Михаила Голицына. Идея постройки Ледяного дома родилась у камергера Алексея Татищева. Он и подсказал ее императрице. Строительством этого дома руководила, так называемая «маскарадная комиссия», во главе с князем Волынским. Дом был завершен в начале 1740 года и располагался на реке Неве между Зимним дворцом и Адмиралтейством. Проект разрабатывали архитектор Петр Еропкин и академик Георг Крафт.

Дом был построен из ледяных блоков, которые были скреплены водой. Он имел размеры 17,1х5,3х6,4 метров. Перед домом располагалось шесть ледяных пушек, две мортиры. Перед главными воротами красовались два дельфина, а из их пасти бил фонтан горящей нефти. Крышу дома венчали статуи. Внутреннее убранство дома также было изо льда. Справа и слева от дома возвышались пирамиды с часами и фонарями. Рядом разместили ледяного слона ледяную баню.

Шутовская свадьба была сыграна шестого февраля 1740 года. Участие в ней приняло около трехсот человек разных народностей России, которые были разодеты в национальные костюмы и играли на музыкальных национальных инструментах.

Архитекторы эпохи Анны Иоанновны

Придворным архитектором Анны Иоанновны с 1730 года по 1732 год был Бартоломмео Карло Растрелли (Старший), несмотря на то, что он больше занимался скульптурой. С 1732 года его сменил Растрелли Младший.

Характерные архаизирующие черты ярко проявились в созданной Растрелли Старшим скульптурной группе Анны Иоанновны с арапчонком. Растрелли является автором первого конного памятника в русском искусстве, который посвящен Петру Великому. Однако данный памятник удалось отлить из бронзы только Растрелли-сыну и Мартелли в 1747 году. Установлен же памятник был перед Михайловским замком только в 1800 году. Прообразами памятника стали конные статуи Итальянского Возрождения.

В 1737 году во главе Комиссии о Санкт-Петербургском строении встал, вернувшийся из Италии русский молодой архитектор Петр Еропкин. Он придумал и внедрил трехлучевую систему центра города, представленную Невским проспектом, Вознесенским проспектом и Гороховой улицей. Следует отметить, что такая планировка сохранилась и сегодня.

Иван Коробов, петровский «пенсионер», который в свое время обучался строительному делу в Голландии, в 1728 году начал возводить каменное новое здание Главного Адмиралтейства. Архитектор в точности реализовал замысел и собственноручный набросок Петра Великого. Так появилась высокая башня с золотым «шпицем», короной и с трехмачтовым парусником наверху. Именно от нее Еропкин провел свои знаменитые «три луча».

Здание Главного Адмиралтейства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Здание Главного Адмиралтейства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В аннинское время трудился и талантливый русский архитектор Михаил Земцов. В период с 1728 года по1734 год он возвел на берегу реки Фонтанки церковь Святых Симеония и Анны, принадлежавшую лично Анне Иоанновне. Она была выдержана в традициях великолепного «петровского барокко», но с необычным возвратом к исконно русским традициям, что проявляется в ярусной колокольне и объеме трапезной.

Дата последнего обновления статьи: 25.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot