Архитектура СССР охватывает период с 1917 по 1991 года. За этот промежуток времени в Советском Союзе сменилось множество различных стилей архитектуры, от рационализма до брутализма и арт-деко.
Основные архитектурные стили в СССР:
- Рационализм (1920- первая половина 1930 годов);
- Конструктивизм (1920- первая половина 1930 годов);
- Традиционализм;
- Арт-деко (1930 г.);
- Сталинский ампир (середина 1940-х – середина 1950-х годов);
- Индустриализация (с 1955 года).
Рационализм
Подчеркнутый функционализм, строгость и лаконичность и огромное внимание к психологическому восприятию человеком архитектуры – особенности направления рационализм. Обязательное требование стиля были эстетическая выразительность, дешевизна строительства и компактность застройки. Наиболее известная постройка этого направления явился жилой комплекс на Шаболовке, состоящая из двадцати четырех пяти-шести этажных зданий, котельной и детского сада.
Конструктивизм
Стиль характеризуется строгой геометрией, строгостью, лаконичностью и монолитностью внешнего облика. Явился истинно пролетарским стилем. Искусство, в том числе и архитектура, должно было служить производству, а производство – народу. Цель конструктивистов была в увеличении роли архитектуры в обыденной жизни. Отрицание исторической преемственности и отказ от элементов декора, используемых в классических стилях, должны были этому поспособствовать. Конструктивисты принимают участие в проектировании фабрик-кухонь, клубов, домов культуры, промышленных зданий и жилых домов.
Здания домов культуры и клубов стали наиболее распространенными типами зданий общественного назначения.
Один из ярких примеров – Дворец культуры ЗИЛа, построенный по проекту братьев Весниных в 1937 году. Опоры-столбы вместо стен, свободное оформление фасада и планировка, плоская крыша и удлиненные окна, все это пять принципов Ле Карбюзье, на которые опирались советские конструктивисты.
Новые тенденции в строительстве были такими сильными, что мастера, которые всегда ориентировались на старые традиции, все же включали в свои творения новаторство, таков например Мавзолей Ленина. Проект Ивана Николаева – общежитие-коммуна Текстильного института в Москве еще один яркий пример конструктивизма. Пример Дома наркомата финансов в Москве интересен как переходный тип от жилья квартирного типа к дому-коммуне.
Из наиболее известных строений конструктивизма можно отметить ансамбль площади Дзержинского (ныне Свободы) со зданием Держпрома (Госпрома) и домом «Слово» (1928 г.) построенным в форме буквы «С» в Харькове; дом правительства Республики Беларусь, клуб Пищевиков в Минске; дома-коммуны в Нижнем Новгороде под названием Культурная революция и Дом чекиста; жилой комбинат НКВД, дом-коммуна Госпромурала, Дом связи, Дом контор, Дом обороны в Екатеринбурге.
Рисунок 1. Здание Держпрома (Госпрома) в Харькове. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На севере Екатеринбурга в духе конструктивизма возведен Уралмаш (Уральский завод тяжелого машиностроения)
Эпоха синтеза стилей в СССР
Со второй половины 1920-х годов произошел синтез двух направлений, строилось жилье рабочих, состоящие из 3-5-этажных домов. Но и дома с сенями и печью считались отвечающими задачам построения общества. Две крайние точки стилей – конструктивизм и традиционализм попали одновременно в одни временные рамки. В синтезе родились такие проекты как Государственная библиотека СССР им. Ленина (1928-1940 годы), театр в Ростове-на-Дону (1930-1935 годы).
Традиционализм Опираясь на свой опыт архитектора-неоклассициста архитектор Жолтовский строит в 1934 г. жилой дом на Моховой, применяя, не имеющего конструктивного смысла прием, в виде колоннад, который впоследствии становится излюбленным приемом декора.
При строительстве павильонов ВДНХ архитекторы соединяют новое и старое. Здание дома правительства Грузинской ССР в городе Тбилиси, отсылает к архитектурным решениям старого Тифлиса, в исполнении аркады нижнего этажа.
В 1930-е годы на Советскую архитектуру повлияла и модное в те годы направление ар-деко. Одним из сохранившихся зданий в этом стиле является Кремлевская АЗС на Волхонке (1930 г.)
Сталинский ампир
В послевоенный период не только активно восстанавливаются разрушенные здания, но и строятся новые. Главным символом сталинского ампира являются сталинские высотки в Москве. В данном стиле соединились ампир эпохи Наполеона, барокко, арт-деко, поздний классицизм, неоготика. В нем сочетаются роскошь, помпезность, монументализм и величественность.
Наиболее известные сооружения направления:
- Главный вход в ЦПКиО имени Горького в Москве;
- Реконструированное здание Моссовета на Тверской улице;
- Главный павильон ВСХС;
- Главный павильон ВДНХ Украины;
- Волгоградский планетарий (1954 г.);
- Свердловский горсовет (1947-1954 гг);
- Гостиница «Севастополь» в Севастополе;
- Большой театр имени А. Навои в Ташкенте;
- Армянский академический театр оперы и балета им. А Спендиарова в Ереване;
- Ансамбли Тверской улицы, Ленинградского, Кутузовского, Ленинского проспектов Москвы.
Рисунок 2. Большой театр в Ташкенте. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Говоря о сталинском ампире, нельзя не сказать о «сталинках», как о малоэтажных (1-3 этажа), так и о многоэтажных. Сталинские дома делились на «рядовые» и «номенклатурные». Номенклатурные строились для элиты, имели хорошую планировку, просторные кухни, раздельные санузлы, изолированные большие комнаты. Рядовые строились для рабочих и представляли собой более скромное жилье. В конце 1950-х домов строились типовые панельные сталинки.
Эпоха индустриализации в архитектуре СССР
В 1955 году было принято постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», которое положило конец сталинскому ампиру. Началась эпоха индустриализации, которая коснулась в основном возведению жилых домов. Началась застройка крупными типовыми массивами. При этом возросла роль общественных зданий, которые могли бы придавать районам индивидуальность.
Используя такие же, как и в жилищном строительстве, панели, были сооружены гостиница «Юность», кинотеатр «Россия», Государственный Кремлевский дворец (1961 год). Именно Кремлевский дворец решил проблему сочетания современных сооружений с историческим архитектурным ансамблем.
Архитектура в республиках Советского Союза развивалась по тому же принципу, но с вкраплениями национальных идей.