Архитектура Возрождения
Возрождение – это эпоха культурного расцвета в Европе, период, сменивший средневековье и уступивший место Новому времени.
Первые ростки живописи Возрождения зародились в Италии в XIV веке. В архитектуре они обнаружились лишь в следующем столетии. Появление нового стиля в архитектуре объяснялось тем, что в XIV – XV веках Италия была передовой страной, через нее проходили основные торговые артерии, связывающие Европу и страны Востока. Это привело к развитию промышленности и значительному увеличению класса ремесленников. В этот период в Италии появлялось множество новых городов, например:
- Флоренция;
- Генуя;
- Венеция и др.
Городская жизнь в новых мегаполисах носила различные формы. Идеи гуманизма, распространяющиеся в этот период, нашли конкретное выражение в области литературы, искусства и философии.
Рисунок 1. Оспедале дельи Инноченти. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Специалисты разделяют развитие архитектуры Возрождения на три периода:
- Раннее Возрождение (1420 – 1500 гг.). В этот период ведущим архитектором был Ф. Брунеллески, а центром развития – Флоренция;
- Высокое Возрождение (первые три десятилетия XVI века). Ведущий архитектор – Д. Браманте, центр развития перемещается в Рим;
- Поздний Ренессанс (1530 – 1580 гг.). В этот период ведущим архитектором был Микеланджело Буонаротти.
Раннее Возрождение появилось в провинции Тоскана и её главном городе – Флоренции. В этой связи Флоренцию по праву можно назвать колыбелью архитектуры и искусства итальянского Возрождения. Первые постройки с чертами новой архитектуры появились здесь в начале XV века.
Что касается северной части Италии и Венеции, то здесь они были построены лишь в середине века. Перемещение центра архитектурной деятельности в Рим в период Высокого Возрождения объяснялось повышением влияния папства. В будущем Рим сохранит роль архитектурной столицы Италии.
В числе характерных для Ренессанса архитектурных элементов можно выделить:
- аркады, состоящие из небольших колонн;
- филенки в рамках, заполненные характерным орнаментом;
- римские архитектурные ячейки (наиболее характерны для зрелого Возрождения).
Оспедале дельи Инноченти, Флоренция
В период Раннего Возрождения в связи с распространением гуманистических идеалов приобрели большое значение общественные здания. Примечательно, что первым сооружением эпохи Возрождения была не культовая, а гражданская постройка – флорентийский Воспитательный дом.
В конструкциях этого сооружения ярко прослеживаются черты ясности, гармонии, а также простоты, свойственных античным сооружениям. Архитектором проекта был основоположник итальянского ренессанса Филиппо Бренеллески. По своей сути здание кардинально отличалось от предшествующих ему готических сооружений.
Архитектор применил давно забытую ордерную систему, используемую еще в Древнем Риме и Древней Греции. Внешний вид здания удовлетворял новому эстетическому мышлению, что в скором времени сыграло важнейшую роль в развитии европейской архитектуры.
Ордер реализовал переход от феодальных построек (замков и крепостей) к открытым для внешнего мира сооружениям (палаццо). В сооружениях Ф. Брунеллески ярко выражены черты раннего итальянского Возрождения. По масштабам такая архитектура максимально приближена к человеку (что противоречит основным принципам готической архитектуры, где здания имели высокие своды).
Здание Воспитательного дома широко раскрыто лоджией к улице и хорошо освещается естественным светом. Простой и скромный фасад имеет протяженную структуру. Ритмика фасадных конструкций весьма проста: каждому небольшому прямоугольному оконному проему на втором этаже соответствует пролет арки первого этажа. Такое четкое деление фасада является одним из основных принципов итальянского Возрождения.
Церковь Сан-Лоренцо
Над данной церковью архитектор Филиппо Брунелески работал одновременно с возведением купола собора Санта Мария дель Фьоре и строительством Оспедале дельи Инноченти.
В здании церкви Сан-Лоренцо пространство четко выделено и имеет вполне уравновешенные пропорции (отношение ширины и высоты объекта). Видно стремление архитектора достичь максимальной центричности здания. Это проявляется в суженных боковых нефах и добавленных к ним небольших капеллах.
Рисунок 2. Церковь Сан-Лоренцо. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Система опорных конструкций здания обеспечивала устойчивость сооружения. Примечательно, что в готической архитектуре, предшествующей Ренессансу она располагалась снаружи здания. С приходом эпохи Возрождения опорные конструкции были перенесены внутрь здания и размещены между капеллами. Готический пилон в виде кучки опор был заменен на колонну, многоугольную или круглую в плане. Архитрав преобразовался в архивольт.
С композиционной и функциональной точки зрения наиболее оптимальным в данный период считается центрическое пространство, которое развивается от простого квадрата через многоугольные и круглые объемы к сложным пространственным образованием типа собора Святого Петра (Рим). Объемы в форме куба и шара, забытые во времена Средневековья, были вновь открыты архитекторами Возрождения.
Ризница церкви Сан-Лоренцо, также разработанная Ф. Брунеллески, находится в самом начале своего развития. Купол, дополненный двадцатью конструктивными ребрами переходит здесь в круглое основание барабана с помощью парусов и в конечном итоге преобразуется в квадрат плана.
Несмотря на свою базиликальную форму, интерьер не имеет ничего общего с готической структурой. Здесь нет устремленности вверх, декоративные детали развиваются в горизонтальном направлении.