В эпоху Древней Руси (X-XII века) до принятия христианства здания возводились из дерева. Дерево служило материалом для строения жилья и крепостных стен. Поскольку дерево характеризуется своей относительной недолговечностью, то и дома Древней Руси, а также их декоративные элементы не сохранились. Изучение русской архитектуры домонгольских времен происходит по каменно-кирпичным зданиям, начало возведения которых приходится на период принятия христианства с конца X века, а именно 988 год. Христианство стало для Руси источником более высокой культуры, более совершенного зодчества.
Памятники архитектуры Древней Руси
Церковь Успения Пресвятой Богородицы (989-996) — самый ранний памятник каменной архитектуры. Церковь стала именоваться Богородицей Десятинной после того, как князь Владимир Святославович даровал ей десятую часть своих доходов. Церкви не стало во время вторжения в Киев монголов в 1240 году. Однозначно решить вопрос реконструкции церкви так и не удалось. В этой связи было предложено несколько вариантов планов реконструкции, но вопрос остался на уровне дискуссий. Несколько основных плановых характеристик здания церкви представляется возможным установить.
Известно, что Десятинная церковь представляла собой трехнефный храм с темя парами столбов и тремя апсидами, или шестистолпный крестово-купольный храм, характерная для византийской архитектуры. Сооружение было построено способом кладки со скрытым рядом из плоских кирпичей византийского типа (плинфы). Данные подробности стали известны при проведении раскопок Десятинной церкви.
Тридцатые годы XI века знаменуют собой начало следующего этапа монументального строительства на Руси. Страна в этот период была разделена на две части между сыновьями князя Владимира. Так в Чернигове (около 1036), стольном городе, принадлежащем Мстиславу, был заложен Спасо-Преображенский собор (Рис. 1). Примечательно то, что собор сохранился до наших дней практически целиком. В плане Спасо-Преображенский собор близок к Десятинной церкви, но в отличие от последней, обладал в восточной части здания перед апсидами характерным для константинопольской архитектуры дополнительным членением (вима).
Рисунок 1. Спасо-Преображенский собор в Чернигове. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В 1037 году возводится Софийский собор в Киеве. Тот факт, что при возведении собора использовалась строительная техника, позволяет утверждать, что строителями были люди из Константинополя, которые привнесли элементы византийской столичной архитектуры. Софийский собор — пятинефный храм с крестово-купольной системой сводов, имеющий с трех сторон галереи, а с восточной стороны — пять апсид. Собор имеет тринадцать глав, в число которых не входят завершения башен. Величественный вид и цельность восприятия придает храму четко выраженная пирамидальная композиция.
Для византийской традиции не характерно многоглавие, которым славился Софийский собор. Множество глав Софийского собора было одновременно использовано зодчими и как художественный замысел, придавая композиции собора торжественность и пышность, и решало функциональную задачу — необходимость расширить западную часть храма с целью размещения в ней крещален.
В настоящее время наружное оформление Софийский собор выполнено в стиле украинского барокко, лишь в нескольких местах, где специально снята штукатурка, можно увидеть древнюю поверхность стен.
Создание Софийского собора было призвано укрепить влияние государственной власти и новой религии, показать величие и мощь вновь созданного государства. Софийский собор является центральным памятником зодчества Киевской Руси.
Как только закончилось возведение Софийского собора в Киеве, строители начинают возводить Софийские соборы в Полоцке (50-е г. XI века) и Нижнем Новгороде (1045-1050 гг).
Рисунок 2. Софийский собор в Полоцке. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Многие детали, а также близость типологий, строительные и технические приемы, сходство пропорций является свидетельством того, что соборы были возведены одной артелью киевских мастеров. Строители были опытны и не повторяли старые решения, а исходя из других условий заказа, делали многое по-новому. Например, чтобы удешевить и ускорить процесс строительства, мастера использовали в работе местный строительный материал — известняковую плиту. Новгородский и полоцкий Софийские соборы в общих чертах схожи с киевской Софией, но выполнены в более упрощенном варианте. Все они — пятинефные храмы, но к собору в Киеве примыкают два ряда галерей, в Новгороде — один ряд, в Полоцке галереи отсутствуют. У киевского собора две лестничные башни и пять апсид, у новгородского и полоцкого- по одной башне и по три апсиды. Киевская София обладает тринадцатью главами, Новгородская — пятью, Полоцкая — семью.
В 40-50 годы в Киеве осуществлялось строительство еще нескольких зданий: церквей Ирины и Георгия, Золотых ворот.
Архитектурные особенности Древней Руси
По мнению историков архитектуры, в связи с тем, что памятники Киева в древности возводились греческими мастерами, архитектура Киевской Руси является провинциальным вариантом византийского зодчества. Такое мнение бытовало до тех времен, пока не были в достаточной степени изучены памятники русской архитектуры и византийской.
Позже, обладая нужной информацией, появился однозначный вывод, что памятники Киевской Руси не имеют сходства с византийскими, а киевские храмы не имеют аналогов в Византии.
Византийские строители имели за плечами огромный опыт в возведении культовых зданий — церквей. Строительство на Руси вызвало необходимость решать новые задачи: возведение храмов с очень большими хорами, что не было характерной особенностью византийских церквей. В стране, недавно принявшей христианство, большую роль играли помещения крещален, что вело к необходимости византийских мастеров принимать новую плановую схему сооружений. Также зодчие столкнулись с новыми, непривычными для них строительными материалами. Кроме того, строители должны были считаться со вкусами заказчиков, которые были воспитаны в традициях и эстетике деревянного строительства.
Архитектура Древней Руси сложилась и развивалась на базе византийской архитектуры, но уже во второй половине XI века стало обладать собственными традициями со своим особым характером и древнерусским путем развития.