Тема энергоэффективности была крайне популярной двадцать лет назад, когда возможность сократить потребление сулила увеличение срока использования исчерпаемых ресурсов. Сегодня продолжаются исследования в сфере энергоэффективности, но они переключились на концепцию устойчивого развития.
Энергоэффективность
О том, что такие ресурсы как нефть, уголь и газ закончатся в течение ближайших 50-70 лет, ученые начали говорить еще в начале 21 века. Решение проблемы видели в том, чтобы сократить потребление, и тем самым растянуть срок использования ресурсов, а также в поиске альтернативных источников энергии, которые будут являться неисчерпаемыми (солнце, вода и ветер).
Энергоэффективность надолго захватила умы разработчиков, которые принялись создавать более экономичные системы. Холодильники и чайники, котлы и насосы, производственное оборудование, системы освещения, все приборы становились все более эффективными.
Вскоре была разработана шкала с градацией энергоэффективности:
- G – самый низкий класс, к нему относятся старые модели техники и здания, которые теряют более 50 процентов энергии;
- F – низкий класс, к нему относятся старые модели техники и здания, которые теряют от 25 до 50 процентов энергии;
- E – пониженный класс, к нему относятся устаревшие модели, которые теряют до 25 процентов энергии;
- D – нормальный класс, к нему относятся модели техники и здания, которые экономят до 15 процентов энергии;
- C – повышенный класс, к нему относятся модели техники и здания, которые экономят от 15 до 30 процентов энергии;
- B- высокий класс, к нему относятся модели техники и здания, которые экономят от 30 до 40 процентов энергии;
- A- очень высокий класс, к нему относятся модели техники и здания, которые экономят от 40 до 50процентов энергии;
- A+ - высочайший класс, к нему относятся модели техники и здания, которые экономят от 50 до 60 процентов энергии;
- A++ – высочайший класс, к нему относятся модели техники и здания, которые экономят более 60 процентов энергии.
Чем выше класс, тем выше экономия, таким образом ориентируясь на эту таблицу здания, технику, машины можно отнести к одному из классов.
Класс энергоэффективности – это показатель, который отражает эффективность использования энергии объектом.
Энергоэффективный малоэтажный жилой дом
Количество энергии, которую потребляют здания, очень велико. Это одно из главных направлений для работы в сфере энергоэффективности. Потери ресурсов через «мостики холода», через окна, через двери колоссальны, если оценить их для всех зданий сразу. Уменьшая потери в здании, делая его энергоэффективным, мы можем уменьшить расходы на содержание самого дома и сократить его потребность в исчерпаемых ресурсах.
Чтобы дом был энергоэффективным в нем должны быть предусмотрены:
- увеличенный по толщине контур утепления, позволяющий снизить потери тепла;
- энергоэффективные окна со стеклопакетами, заполненными инертным газом;
- система рекуперации тепла, позволяющая использовать тепло отработанного воздуха для нагрева входящего холодного потока;
- система датчиков и контроллеров, которые будут оптимизировать отопление и освещение дома в зависимости от потребности;
- системы для аккумулирования энергии из альтернативных источников;
- оборудование и техника с высоким или очень высоким классом энергоэффективности.
Системы Умный дом часто ставят в энергоэффективные дома, чтобы контролировать расход ресурсов.
Рисунок 1. Пример энергоэффективного активного дома, который перекрывает свои потребности в энергии за счет использования альтернативных источников энергии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Помимо чисто технической и инженерной стороны проектировщикам такого дома стоит продумать и планировочные решения, например, жилые помещения должны выходить на южную сторону, чтобы солнечный свет нагревал их и освещал.
Энергоэффективность долгое время была целью, но вскоре стало понятно, что как бы мы ни стремились сократить расходы, несмотря на все успехи в этом направлении, это не может изменить конечности самого ресурса. Концепция устойчивого развития позволяет подойти к вопросу строительства и использования ресурсов исходя не из собственных потребностей, а из потребностей и прав будущих поколений, которые будут жить в этом мире. Чтобы сохранить планету для потомков нам необходимо кардинально пересмотреть систему ориентиров, ценности и отношение. Альтернативные источники энергии позволяют получить энергию, но, к сожалению, они не применимы абсолютно во всех регионах и не могут сравниться по мощности с нефтью, газом или углем.