Транспортные сооружения обеспечивают непрерывность дорожного полотна и бесперебойность движения, они возводятся при строительстве дорог через каналы, овраги, реки и горные ущелья.
Транспортные сооружения
Сегодня, путешествуя по стране, мы можем видеть множество различных по функции, конструкции, масштабу, материалу и назначению транспортных сооружений. Самыми распространенными из них являются мосты. Мосты появились за несколько веков до нашей эры и имели тогда самую простую конструкцию. Изучая историю развития строительства, можно увидеть, как менялись материалы, подходы к проектированию и строительству мостов.
Сегодня мосты в основном возводятся из железобетонных конструкций, если необходимо обеспечить большой пролет, то применяют металл. Железобетонный мост состоит из пролетных строений, перекрывающих пространство между опорами, а также опорных частей, промежуточных опор, береговых опор, фундамента, грунта основания, насыпей на подходах к мосту, конуса, плит, укрепляющих конус, каменной рейсбермы, бетонного упора, шкафной стенки, бетонного лежня, щебеночной подушки, тротуара и перильного ограждения.
Рейсберма – это площадка, располагающаяся в нижнем бьефе гидротехнического сооружения, которая укрепляет дно водотока и предохраняет его от размывов
Основные виды транспортных сооружений:
- галереи, это инженерные сооружения, которые выполняются для защиты участка дороги в горной местности от камнепадов и лавин;
- путепроводы, это сооружения, которые позволяют организовать пересечение дорог в разных уровнях;
- трубы, используются для того, чтобы организовать пропуск постоянных или временных водотоков;
- эстакады применяются для пропуска дороги на определенной высоте от земли;
- виадуки — это мосты, которые устраиваются на высоки опорах, если необходимо проложить путь через ущелье;
- тоннель, создается в горном массиве, чтобы обеспечить непрерывность пути;
- ледовые и паромные переправы, которые устраиваются в том случае, когда строительство моста невозможно или нецелесообразно;
- мосты – инженерные сооружения, которые позволяют автомобильной или железной дороге пересечь препятствие. Каждое из сооружений имеет свою специфику и методику расчета и проектирования.
Рисунок 1. Акведук. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Эксплуатация транспортных сооружений
Рассмотрим подробнее вопросы организации эксплуатации транспортных сооружений.
При их разработке должны учитывать следующие факторы:
- характеристика дорожной сети;
- природно-климатические условия района, в котором ведется эксплуатация дорог и сооружений;
- технический уровень и эксплуатационное состояние дорог;
- основные транспортно-эксплуатационные показатели.
На эксплуатацию транспортных сооружений во многом влияет состояние проезжей части и условия движения транспортных средств, поэтому эти факторы должны учитываться в совокупности.
Рисунок 2. Мост в Шанхае. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Выбор мероприятия по содержанию и ремонту автомобильной дороги основывается на определении частных коэффициентов обеспеченности расчетной скорости и итогового коэффициента. Отдельно рассматриваются вопросы зимнего содержания дороги и составляется перечень мероприятий по расчистке от заносов и выборе схемы снегозащиты.
За долгий период эксплуатации дороги и дорожные сооружения подвержены воздействую интенсивно движущегося транспорта и влиянию природно-климатических факторов, которые несут разрушающее воздействие. Совместное действие нагрузок ведет к накапливанию усталостных и остаточных деформаций. Увеличение интенсивности движения и доли грузовых машин способствует появлению еще больших разрешений. В задачи эксплуатационной службы входит своевременное выполнение всех работ по содержанию и ремонту для обеспечения безаварийной и беспрерывной работы. В силу того, что транспортные сооружения имеют различные конструкции и назначение, то и список мероприятий для каждого из них будет разным. Для водопропускных труб, например, потребуется систематическая прочистка, а для мостов будут необходимы осмотры конструкций и очистка от загрязнений.
Длительный срок службы транспортных сооружений и их высокая первоначальная стоимость обуславливают необходимость постоянного контроля за состоянием всей транспортной сети, которая должна отвечать современным требованиям по надежности, комфортности и безопасности движения.