История Екатерининского дворца
Большой Царскосельский дворец (также известный как Екатерининский дворец) – это первый каменный императорский дворец в Царском Селе и резиденция трех российских монархов – Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II.
Дворец располагается в 25 километрах от Санкт-Петербурга в бывшем Царском селе (ныне город Пушкин). Признан объектом культурного наследия России и входит в состав дворцово-паркового ансамбля, внесенного в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Возведение дворца началось в 1717 году по приказу российской императрицы Екатерины I, по имени которой он и получил свое название. На протяжении всего XVIII века Екатерининский дворец перестраивался и в современном виде представляет собой образец позднего барокко. В советский период здесь был открыт музей. Во времена Великой Отечественной войны здание было сильно повреждено, а его восстановление длилось долгие годы.
Архитектура дворца интересна тем, что в ней присутствуют отражения каждой из эпох, которые дворец пережил. Помимо этого, важны и личные пристрастия каждого из правителей, поскольку они тоже оказали влияние на внешний вид Екатерининского дворца.
Рисунок 1. Екатерининский дворец в Пушкине. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Строительство дворца было начато под руководством архитектора Иоганна Фридриха Браунштейна, который являлся также и автором проекта. Задумывалось здание как летняя резиденция императрицы Екатерины I. В 1724 году строительство было завершено, а в знак окончания работ был устроен праздник, во время которого «палили 13 пушек трижды». Известно, что на торжественном мероприятии присутствовал Петр I.
В соответствии с первоначальным проектом здание задумывалось, как типичный для России XVIII века дворец в голландском стиле «на 16 светлиц».
В 1743 году, только что вступившая на престол императрица Елизавета Петровна распорядилась расширить и обустроить дворец. Проект реконструкции составили русские архитекторы Михаил Земцов и Андрей Квасов. Именно в это время дворец приобрел свой современный вид. В 1752 году Елизавета Петровна поручила архитектору Франческо Растрелли вновь разработать проект реконструкции дворца, поскольку сочла его слишком маленьким и старомодным. После реконструкционных работ, длившихся четыре года, появился дворец в стиле русского барокко. Около 100 килограммов золота ушло на позолоту новой наружной отделки. В 1756 году состоялось открытие 325-метрового дворца. На церемонии присутствовали российские вельможи и иностранные гости.
Нередко Екатерининский дворец связывают с именем Екатерины II, хотя сама императрица считала его весьма старомодным и называла извилистый его декор «взбитым кремом».
Перестройки и внешний вид
Под руководством Франческо Растрелли Екатерининский дворец был перестроен следующим образом. Продольная ось здания в плане стала главной; длинные анфилады парадных помещений подчеркнуты смещением парадной лестницы в юго-западную часть здания. Следует отметить и ритмическое разнообразие ордерных элементов, из которых состоит фасад. Большие выступы колоннад, глубокие впадины оконных проемов – все это создает богатую игру света и тени, а многоцветие фасада (позолота лепнины сочетается с белым и голубым оттенками) придает зданию эмоциональный и очень торжественный облик.
Основной объем Большого дворца заметен издали. Симметричное оформление фасадов, а именно система накладных портиков, соответствует основным пространственным координатам парка.
Как уже отмечалось выше, во времена немецкой оккупации дворец сильно пострадал: многие экспонаты сгорели, а помещения были разграблены. На сегодняшний день ансамбль полностью восстановлен современными специалистами:
- Н. В. Барановым;
- А. А. Кедринским;
- Н. Е. Тумановой;
- И. П. Саутовым.
В 2010 году генеральный директор Царскосельского музея-заповедника Ольга Таратынова сообщила прессе, что к празднованию 300-летнего юбилея села откроется ряд отреставрированных павильонов и залов.
Залы и комнаты дворца
Янтарная комната является одним из самых известных помещений Екатерининского дворца. Основные ценности комнаты были изготовлены в начале XVIII века в Пруссии и подарены Фридрихом Вильгельмом I русскому императору Петру I. В 1746 году убранство было несколько дополнено российскими образцами и смонтировано в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге, а в 1755 году перенесено в Царское село. Во времена Великой Отечественной войны убранство Янтарной комнаты было вывезено германскими войсками в Кенигсберг. Дальнейшая судьба ценностей комнаты неизвестна. В 1979 году в Санкт-Петербурге были начаты работы по восстановлению Янтарной комнаты. В 2003 году комната была восстановлена полностью. Средства на восстановление были пожертвованы в том числе немецкими фирмами.
Дворцовая церковь была организована в северном флигеле с 1746 по 1756 гг. Помещение неоднократно реставрировалось после пожаров. В оформлении храма участвовали такие архитекторы, как Чевакинский, Растрелли, Стасов и др. Убранство храма было практически полностью уничтожено во времена Второй Мировой войны и до настоящего времени не восстановлено в полной мере.
Лионский зал Екатерининского дворца представлен одним из самых парадных интерьеров здания. Внутреннее убранство было создано по проекту архитектора Чарльза Камерона с 1781 по 1783 гг. Такое название зал получил благодаря шелковой отделке стен, изготовленной в Лионе. В последний раз зал был открыт в 1941 году. Для посещения он стал вновь доступен лишь в 2019 году, спустя 80 лет, поскольку в период немецкой оккупации были уничтожены декор стен и роспись потолка. Уцелел паркет из наборных досок с перламутровыми вставками и некоторые предметы мебельного ансамбля.