Жан-Николя-Луи Дюран
Жан-Николя-Луи Дюран (1760 – 1834) – ведущий теоретик архитектуры наполеоновского периода.
Дюран был учеником Эьена Луи Булле и воспользовался весьма экстравагантными идеями своего учителя для создания уникальной типологии зданий. Теория Дюрана основывалась на экономических обоснованиях и была выдвинута им в «Курсе лекций» Политехнической школы (1802 – 1809).
Рисунок 1. Жан-Николя-Луи Дюран. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Жан-Николя-Луи Дюран не стремился разделить архитектуру на светскую и культовую. Он классифицировал ее по принципу общего и частного – от индивидуального жилища до общественного сооружения. К последим он относил следующие сооружения:
- Триумфальную арку;
- Библиотеку;
- Площадь;
- Школу.
После пятнадцатилетней «смуты» наполеоновская империя нуждалась в полезных зданиях соответствующей грандиозности и величия. Они должны были возводиться лишь при том условии, что их строительство и проектирование будет настолько дешевым, насколько это вообще возможно. Жан-Николя-Луи Дюран, являвшийся первым преподавателем Политехнической школы, стремился создать универсальные строительные методы, архитектурный аналог «кодекса Наполеона», с помощью которого можно было бы проектировать экономичные сооружения разного назначения, отталкиваясь лишь от различных типов фасадов и планов. Таким образом пристрастие архитектора Булле к масштабным платоническим сооружениям преобразилось в средство достижения нужного характера постройки за доступную цену.
Жан-Николя-Луи Дюран критиковал церковь Святой Женевьевы с ее 216 колоннами и стенами, длина которых 612 метров. Дюран создал собственный вариант такого собора, который имел круглую форму в плане. Этот проект архитектор называл более экономичным, поскольку он включал в себя лишь 112 колонн, а общая длина его стен составляла 248 метров при той же площади.
Методика проектирования
Методика проектирования – это своеобразный алгоритм создания любого проекта. Она может включать в себя уникальные компоненты, процессы и действия, результатом которых и будет являться сам проект. В любой практике есть определенные подходы и взгляды на построение очередности и включения необходимых действий для достижения желаемого результата. Потребность в создании таких методов связана как с разработкой проектов новых зданий, так и с проектированием в условиях сложившейся исторической архитектурной среды. Первые упоминания о методиках проектирования можно увидеть у таких великих деятелей архитектуры как Жан-Николя-Луи Дюран, Эжен Эммануэль Виолле-ле-Дюк и Эндрю Джексон Даунинг.
В своем труде «Краткое изложение уроков архитектуры» Жан-Николя-Луи Дюран представил собственную стратегию проектирования, которая была основана на функциональных требованиях и определяющих конструктивных элементах композиции. В рамках проведенного им исследования был рассмотрен и метод разработки проекта на бумаге с использованием специальной сетки, которая подразумевала применение модульной системы. Дюран предположил, что процесс проектирования следует начинать именно с плана здания. В дальнейшем следует обращаться к созданию фасада, который в свою очередь мог включать в себя лишь необходимые и полезные для объекта элементы. В соответствии с методикой Дюрана, стены необходимо было возводить по линиям сетки, а колонны располагать на их пересечении. Такие ограничения способствовали достижению гармоничных пропорций.
Узел Дюрана
Разделение архитектурной композиции на части, а не вывод части из целого, как рекомендовал Ронделе, у Дюрана прямо декларируется. Однако, если для Ронделе архитектура начиналась с материала, то для Дюрана очень важен узел. Хоть Ронделе и выделял конструкцию среди архитектурных оснований, для него конструкция прежде всего – это строение из материала. Что касается Дюрана, то для него конструкция – это узел, еще не получивший материальность.
Как уже отмечалось выше, одним из главных аргументов в спорах была экономика. Наиболее дорогостоящими в то время являлись общественные здания. Такие постройки очень важны и полезны для общества. Дюран, в отличие от своих современников, не считал, что большая стоимость проекта – простое следствие внимания к декору. Наоборот, он признавал, что если при проектировании руководствоваться только предрассудками, то стоимость такого проекта станет очень высокой.
Главной целью архитектуры Дюрана была ее польза для общества. Эта позиция в его трудах сильно развита, архитектор разработал несколько способов и средств для ее достижения.
Так называемый «характер», то есть соответствие здания его назначению, выступает у Дюрана как совершенно прикладной элемент, который достигается, когда здание хотят сделать максимально пригодным для эксплуатации.
Этот посыл Дюрана, который подкреплялся тем, что люди испокон веков стремились не слишком утруждать себя и не тратиться сверх меры, был обращен в современную ему действительность. Он звучал как призыв не отягощать сооружения лишними элементами (элементами, которые не относятся к прикладному назначению).
Триада Дюрана – это прочность, безопасность и удобство. Эстетическая составляющая не входит в обязательный список Дюрана.
Дюран считал, что из соблюдения всех вышеизложенных принципов красота появится сама собой.
Интересно, что Дюран также занимался опровержением мифа об антропоморфности античного ордера. Он отвергал природное происхождение ордерной конструкции и ее форм, несмотря на то, что такой подход был системно важен для его старших коллег.