Должности в архитектурном бюро
В крупном городе услуги по проектированию могут предлагать сотни фирм, но крупных игроков на рынке не так много. Разнородность состава архитектурных бюро предопределяет их будущую сферу деятельности и развития.
Иерархическую структуру как правило выбирает большинство архитектурных бюро. Один руководитель во главе компании формирует цель, миссию, корпоративную культуру, управляет всей деятельностью. А масштабы этой деятельности могут отличаться в разы, в зависимости от успешности фирмы, численного состава ее персонала и скорости развития.
В большинстве фирм должностные инструкции прописаны для:
- директора;
- главного инженера;
- главного конструктора;
- главного инженера проекта;
- главного архитектора проекта;
- ведущего архитектора;
- архитектора 1 категории;
- архитектора 2 категории;
- архитектора-техника;
- специалистов смежных разделов.
Архитектурное бюро обычно концентрируется на разработке именно своего раздела, поэтому специалисты-смежники выполняют свою часть работы удаленно. Работа внутри коллектива может быть выстроена по разным сценариям, к примеру весь коллектив будет разделен на автономные группы, состоящие из главного архитектора и архитекторов других категорий. Эти группы будут работать вместе постоянно. В другом варианте группы будут подбираться под каждый новый проект, а потом распускаться до появления нового проекта.
Иерархичная структура – это структура с вертикальной формой управления, в которой каждым уровнем управляет более высокий уровень.
Руководство бюро
Управление архитектурным бюро как правило берет на себя человек, которых одинаково хорошо разбирается и в архитектуре, и в менеджменте. Несмотря на то, что образование в сфере управления весьма универсально и может быть применено во многих сферах, одного его недостаточно для успешной работы в этой сфере. Порой найти выход из сложной ситуации позволяет лишь профессионализм высокого уровня.
В этом ключе к основным необходимым качествам руководителя можно отнести:
- пунктуальность, что обеспечивает выполнение в срок обещаний как заказчикам, так и собственным сотрудникам;
- критическое мышление, умение анализировать огромный поток входящей информации и выбирать нужные сведения;
- аналитический склад ума, который выражается в умении выделить главное, уловить суть;
- развитое воображение и гибкость мышления, умение подстраиваться под обстоятельства и искать другие варианты;
- дар убеждения, это качество нужно для того, чтобы уметь грамотно вести переговоры как с сотрудниками, так и с заказчиками.
Даже самые крупные бюро когда-то были лишь маленькими фирмами, в которых было лишь несколько сотрудников, но с ростом количества заказов, с формированием хорошей репутации, они смогли подняться на новые орбиты.
Развитие архитектурного бюро невозможно без роста профессионализма его сотрудников, каждый новый проект приносит новые вопросы, новые проблемы, новые задачи и новые решения. Постоянный поиск вариантов решения проблем открывает новые грани объекта, новые пути решения.
Еще одной важной характеристикой бюро является корпоративная культура. В тех фирмах, где процветают коррупция, ненормированный рабочий день и потребительское отношение к сотрудникам всегда большая ротация кадров, поняв куда он попал новый сотрудник спешно ищет новое место работы. И наоборот душевный коллектив, открытое и неформальное общение между сотрудниками будут способствовать формированию имиджа современной и открытой компании.
Рисунок 1. Пример распределения задач в иерархичной структуре. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Сегодня отзывы о компании можно найти в интернете всего за несколько секунд, недовольные сотрудники не будут скупиться на эмоции и эпитеты в отношении неугодного начальника, поэтому становится все меньше фирм, выбирающих для себя такой стиль руководства.
Таким образом в современном архитектурном бюро могут работать как три человека (директор, главный архитектор и главный конструктор), так и 500 человек. И обе эти фирмы могут быть успешными и иметь огромные обороты, предвещающие финансовую стабильность и обеспеченность заказами на годы вперед. Аутсорсинг и удаленка значительно упростили многие процессы, позволив более гибко формировать штат сотрудников.