Архитектурный ансамбль Исаакиевской площади
Со времени своего формирования Исаакиевская площадь является последней крупной площадью, формирующей облик центральной части Санкт-Петербурга. Идея переноса Исаакиевской церкви на данную местность с берега Невы принадлежит архитектору С. И. Чевакинскому, который предложил свой проект производства работ в 1762 году. Спустя шесть лет началось строительство нового собора, архитектором был назначен А. Ринальди. Строительство затянулось на долгие годы и не было завершено.
В 1801 году архитектор В. Бренна занимался завершением строительства Исаакиевского собора, но работы были выполнены некачественно, поэтому в 1818 году было решено провести перестройку здания по проекту архитектора О. Монферрана. Строительство продолжалось сорок лет и было завершено в 1858 году. Рядом с собором по проекту Монферрана также был построен в 1820 году дом князя Лобанова-Ростовского, который позднее заняло военное министерство. В 1844 году архитектором А. И. Штакеншнейдером было завершено строительство Мариинского дворца на Исаакиевской площади.
Рисунок 1. Исаакиевская площадь. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Работы по организации ансамбля площади были продолжены архитектором Н. Е. Ефимовым, который запроектировал два дома для Министерства государственных имуществ. Строительство завершили в 1851 году. По архитектуре эти два здания были весьма близки друг другу, что придало застройке ансамблевый характер. В 1856-1859 годах скульптором П. К. Клодтом на площади был сооружен памятник Николаю I.
На сегодняшний день Исаакиевская площадь является главной административной площадью города.
Ансамбль площади Островского
Петербург XVIII века характеризовался сосредоточением важнейших сооружений на берегу Невы и ближайшим к ней кварталам. Примечательно, что по мере удаления от центра характер городской застройки изменялся в худшую сторону: утрачивались черты организованности, подчинения продуманному композиционному замыслу. В этой связи возникла необходимость в реконструкции отдельных районов города, их перепланировке и внедрения в архитектуру новых монументальных сооружений.
Эти непростые градостроительные задачи было поручено решить архитектору К. И. Росси. Наибольший интерес из всех трудов архитектора представляет перепланировка усадьбы Аничкова дворца и прилегающих территорий. В середине XVIII века усадьба занимала территорию от Фонтанки до Садовой улицы по Невскому проспекту. К 1801 году было возведено здание Публичной библиотеки на углу Невского проспекта и Садовой улицы архитектором Т. Е. Соколовым. Позднее К. И. Росси разработал проект создания новой крупной городской площади между Публичной библиотекой и Аничковым дворцом. Было предложено возвести на данном участке монументальное здание городского театра и соединить его проездом с предмостной площадью.
Примечательно, что данный проект был осуществлен лишь частично: были построены два симметричных павильона и возведена ограда Аничкова дворцы. Данные работы имели важное значение, так как посредством возведения этих сооружений была зафиксирована новая восточная граница площади и выделено значение дворца в архитектурном ансамбле площади. К 1820 году работы по созданию площади Островского были продолжены, а через восемь лет получил одобрение один из новых проектов К. И. Росси, заключавшийся в расширении Публичной библиотеки посредством пристройки нового корпуса к уже существующему зданию.
Большая часть работ по возведению сооружений на площади Островского была завершена в 1834 году. Здесь можно выделить заслуги архитектора Росси: он создал ансамбль двух площадей и соединяющую их Театральную улицу. В ансамбль входят ряд таких сооружений, как:
- сквер перед зданием тетра;
- сад Аничкова дворца;
- сквер на площади Ломоносова.
Однако, Росси не удалось довести строительство ансамбля до конца. Несколько пустующих участков были застроены позднее. Были возведены следующие здания:
- дом архитектора Н. П. Васина;
- здание Городского кредитного общества;
- ряд построек в переулке Крылова.
Следует отметить, что площадь Островского остается одним из наиболее примечательных достижений русского градостроительного искусства, несмотря на частичные искажения в ансамбле.
Ансамбль Петропавловской крепости
Крепость является историческим центром города и располагается на Заячьем острове. Небольшой участок суши был выбран в качестве основы для крепости в связи с тем, что отделялся от Березового острова небольшим водным протоком. Создание данной крепости в Санкт-Петербурге обусловлено с событиями Северной войны со шведами за освобождение русских земель на берегах Балтийского моря и Невы. Крепость должна была выполнять функции оборонного сооружения при возвращении берегов Невы, но вскоре утратила военное значение.
По найденным записям в журналах Петра I, крепость была заложена 27 мая 1703 года.
В первой половине XVIII века строительные работы по возведению крепости были завершены и на ее территории были построены такие сооружения, как Петропавловский собор, доминирующий в общем ансамбле, различные бастионы и куртины, собор, въездные ворота, усыпальница и многие другие постройки.
С 1718 года Петропавловская крепость стала тюрьмой для политических заключенных. В одном из бастионов Петр I допрашивал своего сына Алексея и его сторонников. К концу XVIII века крепость стала служить для размещения русских заключенных революционеров.
Рисунок 2. Петропавловская крепость. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В 1917 году из Петропавловской крепости был дан орудийный выстрел, который, наряду с выстрелом с крейсера Аврора, послужил сигналом к штурму Зимнего дворца. Позднее в крепость были доставлены арестованные министры свергнутого Временного правительства.
Через несколько лет Петропавловский собор и Трубецкой бастион были превращены в музеи, а в 1966 году было принято решение о присвоении архитектурному ансамблю статуса архитектурно-художественного заповедника.