Архитектурный ансамбль
Архитектурный ансамбль – совокупность сооружений, образующих композиционное целое. Здания в нем подчиняются единому ритму и размещаются с учетом определенных принципов человеческого зрительного восприятия.
Основные составляющие архитектурного ансамбля, как правило, масштабно и пропорционально соотносятся друг с другом и образуют весьма уравновешенную композицию. Главный принцип построения архитектурных ансамблей может быть как симметричным, так и асимметричным. Ансамбль может объединять здания единого архитектурного стиля, т.е. включать в себя здания одной эпохи или быть разностильным. Примеры различных видов архитектурных ансамблей:
- Версаль, Франция, XVII-XVIII вв. Данный архитектурный ансамбль построен на принципе симметрии;
- афинский Акрополь, V век до нашей эры - комплекс сооружений одного стиля по принципу асимметрии;
- Смольный монастырь, Санкт-Петербург, 1748-1754 гг. Архитектурный ансамбль, характеризующийся объединением зданий одной эпохи и стиля;
- Новодевичий монастырь, Москва, XVI-XVII вв. – сочетает в себе разные стили сооружений.
Примечательно, что иногда в композицию архитектурных ансамблей помимо зданий и различных ландшафтных элементов включают памятники и скульптуры.
Площадь Святого Марка
Этот архитектурный ансамбль представляет одну из категорий – ансамбль площади. Площадь Святого Марка является главной городской площадью Венеции в Италии.
Площадь была образована в IX веке и представляла собой небольшое пространство перед собором Святого Марка. Площадь была расширена до нынешних размеров в 1177 году по случаю встречи Фридриха Барбароссы и папы Александра III.
Доминирует в данной архитектурной композиции площади Святого Марка Дворец дожей и находящаяся на некотором удалении от него колокольня базилики Святого Марка с лоджеттой. Комплекс сооружений площади Святого Марка содержит такие здания, как:
- колонны Святого Марка и Святого Теодора;
- Дворец дожей;
- Собор Святого Марка;
- Часовая башня Святого Марка;
- Старые и Новые прокурации;
- Ала Наполеоника;
- Библиотека Сан-Марко.
Мостовая данной площади вымощена специальным кирпичом по принципу «елки». Полосы светлого камня укладывались вдоль длинной оси площади, а полосы темного – вдоль короткой стороны. Предполагается, что линии, образованные при таком способе укладки использовались для организации движения церемониальных процессий, происходящих довольно часто.
Дворец дожей на площади Святого Марка был задуман как первостепенное сооружение площади. На сегодняшний день дворец является великим памятником итальянской архитектуры и одной из главных достопримечательностей в готическом стиле. Первое здание, располагающееся на этом месте, было построено в XI веке, однако до наших дней дошел уже реконструированный вариант 1424 года. Предположительно, главным архитектором данного проекта был венецианский специалист Филиппо Календарио.
Рисунок 1. Площадь Святого Марка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Данное сооружение задумывалось как резиденция дожей республики. Изначально во дворце заседали Большой совет и сенат, а также работал Верховный суд и тайная полиция. Помещения дворца предполагали размещение контор юристов, канцелярии, службы цензоров и морского ведомства. Предусмотренный сверху дворца балкон выполнял роль праздничной трибуны, с которой дож выступал перед людьми. Таким образом получалось, что гости города, причалившие к самому дворцу оказывались у ног правителя Республики.
На первый взгляд кажется, что все архитектурные элементы архитектурного ансамбля сочетаются друг с другом как-то нелогично и случайно. Однако, при более детальном взгляде можно отметить, что все формы имеют очень привлекательный вид, полны жизни и радости. Художественное наполнение сооружений Площади Святого Марка весьма насыщенно и разумно.
Дрезденский Цвингер
Данный архитектурный ансамбль расположен в Германии, в городе Дрезден и запроектирован в стиле позднего барокко и неоренессанса. Название ансамбля происходит от места его расположения, в средние века цвингером называли часть крепости между наружными и внутренними стенами. Первое здание архитектурного ансамбля было построено между крепостными стенами города. Изначально назначением комплекса сооружений было выращивание апельсиновых деревьев. Сегодня он вмещает в себя ряд уникальных музеев, таких как Физико-математический салон, Дрезденская картинная галерея и т.д.
Начало строительства архитектурного ансамбля было положено в 1709 году, когда правитель Саксонии Август Сильный издал приказ о возведении деревянного сооружения для оранжереи. Данное сооружение впоследствии стало декорацией для праздников и турниров местного дворянства. В стиле барокко из камня были выложены три стороны Цвингера в 1732 году. Работами руководил немецкий архитектор Маттеус Даниэль Пёппельман. Четвертая сторона архитектурного ансамбля была выстроена в стиле неоренессанса в 1855 году под руководством Готфрида Земпера и предназначалась для картинной галереи и собрания скульптуры.
Одним из главных украшений строения являются оригинальные фонтаны и Нимфенбад (Купальня нимф). Восточный павильон ансамбля характеризуется часами с мелодичным перезвоном фарфоровых колокольчиков. Примечательны и многочисленные статуи Геракла на территории комплекса.
Рисунок 2. Дрезденский Цвингер. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Архитектурному ансамблю в Дрездене неоднократно наносился серьезный урон в результате военных действий. Первые серьезные разрушения он потерпел при атаках прусской армии во время Семилетней войны. В результате революционных потрясений 1849 года сгорела почти вся восточная часть Цвингера. К концу 50-х годов часть сооружений комплекса была восстановлена, а полная реставрация завершилась в 1936 году.
Во времена Второй мировой войны Цвингер пострадал в результате военных атак британской авиации, которая разбомбила центр Дрездена. Последняя реставрация архитектурного ансамбля продлилась до 1964 года.