Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Бартоломео Франческо Растрелли

Ранние годы

Франческо Растрелли родился в 1700 году в творческой семье – его отец был весьма известным скульптором, имевшим ко всему прочему архитектурное образование. Его отец – Карло Растрелли работал при дворе Людовика XIV, а после его смерти получил приглашение от Петра I перебраться в Россию вместе с семьей. В России Карло Растрелли именует себя графом.

Первоначальное образование Франческо Растрелли получил под руководством своего отца посредством привлечения к строительству дворцов А. Д. Меньшикова. Известно, что Растрелли во второй половине 1720-х годов несколько раз выезжал на обучение в Европу. Наиболее ранней задокументированной работой Франческо Растрелли называют трехэтажный дворец Дмитрия Кантемира в Петербурге (1721-1727). Это сооружение в целом вписывалось в архитектуру остальных сооружений того времени и относится к петровскому барокко.

Замечание 1

Под петровским барокко в данном случае понимается архитектурный стиль, одобренный Петром I и активно применяемый при проектировании зданий Санкт-Петербурга XVIII века.

По рекомендации Бирона Франческо Растрелли становится обер-архитектором императрицы Анны Иоанновны, а затем и ее преемницы Елизаветы. Из своих неоднократных путешествий в 40-е года XVIII века в Москву Растрелли значительно расширяет свой архитектурный кругозор: в его творчестве начинает наблюдаться стремление к широте и многообразию архитектурного ансамбля и чрезвычайное обогащение декоративных мотивов.

Андреевская церковь. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Андреевская церковь. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

«Бартоломео Франческо Растрелли» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Стиль Растрелли

Если говорить о стиле дворцовых построек Растрелли, то он уникален. Здесь можно наблюдать широкое использование в декоре фасадов полуциркульных завершений окон и полуколонн, собранных в пучки и пары. Примечательно, что наружные колонны в проектах Растрелли не являются несущими конструктивными элементами, а играют декоративную роль. Во внутренней планировке зданий Растрелли преобладают большие парадные залы, охватывающие всю глубину этажа, при их оформлении всячески избегается криволинейность, которая свойственна проявлениям барокко.

Очевидно, что для Растрелли были неприемлемыми произвол и асимметрия в формах французского рококо, его не увлекали объемные контрасты в общих массах дворцовых построек. Тем не менее, лучшие сооружения этого архитектора без сомнения производят впечатление величия, их облик наполнен праздничными чертами и торжествами. Чтобы избежать монотонности Растрелли стремится дополнить фасады сооружений своеобразной «игрой» колонн, пилястров, рустовки, а также разнообразием наличников и окон.

Примечателен конструктивный момент сооружений Растрелли: он не делал традиционных ленточных фундаментов, а создавал платформенные ростверки на свайных основаниях. В современном строительстве это можно назвать аналогом фундаментной плиты. Ростверки выкладывались из мелкоштучных элементов, таких как кирпич или камень и опирались на свайные основания. Эту особенность можно назвать одной из ключевых в архитектурном творчестве Растрелли. Это характеризует его как выдающегося инженера-строителя, имеющего представления о слабых грунтах Петербурга и понимающего принцип работы фундамента на таких грунтах.

В своих культовых постройках Растрелли соединяет русское барокко с элементами европейского, представления о которых он получил во время своих поездок в Европу.

На протяжении всего творческого пути архитектора сопровождали такие помощники, как:

  • Юрий Фельтен, курировавший строительство Зимнего дворца в Петербурге;
  • Христиан Кнобель – архитектор, руководивший возведением Смольного собора;
  • Иван Мичурин, руководивший строительством Мариинского дворца в Киеве.

Известные сооружения Растрелли

За свою жизнь Растрелли запроектировал большое количество дворцов, церквей и соборов, наиболее выдающимися из них можно назвать:

  • Зимний дворец, Санкт Петербург. В плане это трехэтажное здание имеет каре из 4 вспомогательных пристроек с внутренним двором и фасадом, обращенным к Неве. Пышная отделка этого сооружения во внутреннем и внешнем декоре придает парадность всей площади, на которой располагается дворец;
  • Воронцовский дворец, Санкт-Петербург. Располагается дворец в центральной части города, отличается нарядным декором фасадов и пышной отделкой внутренних интерьеров. Особенностью данного сооружения можно назвать золоченую резьбу и лепнину. От центральной улицы дворец отделен парадным двором и изящной чугунной оградой. За главным корпусом дворца располагался регулярный сад;
  • Андреевская церковь, Киев. Цокольный этаж церкви служит опорой для 46-ти метрового каркаса. Фасад однокупольного храма с пятиглавым окончанием украшен колоннами, пилястрами и изящной лепниной в стиле барокко. Окна и двери украшены характерным для Растрелли орнаментом;
  • Большой Екатерининский дворец, Пушкин. Это сооружение выполняло функции императорского дворца и летней резиденции монархов. Дворец характерен большим строительным объемом. Симметричная осевая система крытых галерей фасада дворца соответствует основным пространственным координатам плана парка;
  • Павильон «Эрмитаж», Санкт-Петербург. Павильон расположен на искусственно выложенном острове, попасть на него можно только по подъемным мостам через ров. Архитектура этого сооружения сочетает белизну колонн и пилястр на нежно-бирюзовом фоне стен, украшенных позолотой определенных деталей. Общая концепция павильона имеет шестьдесят четыре декоративные колонны, пышные наличники окон, а также ажурную балконную решетку. Известно, что на главном куполе здания раньше была закреплена позолоченная скульптура.
  • Строгановский дворец, Санкт-Петербург. Основной Г-образный корпус этой усадьбы выходит на Невский проспект и набережную реки Мойки. Оба фасада здания оформлены весьма парадно, они снабжены декоративными колоннами, наличниками с характерным барочным рисунком и свойственной Растрелли лепниной.

Зимний дворец. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Зимний дворец. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Дата последнего обновления статьи: 24.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot