Строительство автомобильных дорог на всей обширной территории СССР велось согласно определенным правилам, сегодняшние требования к их обустройству учитывают увеличение числа транспортных средств и его интенсивности дорожного движения.
Строительство автомобильных дорог в СССР
Создание дорожной сети на территории большой страны представлялось непосильной задачей, но постепенно шаг за шагом создавалась система, которая позволила реализовать намеченные планы. Всего 100 лет назад основными типом дорог являлись грунтовые дороги. Развитие сети могло быть реализовано только при наличии:
- квалифицированных кадров (в 1926 году был учрежден центральный научно-исследовательский институт по строительству и эксплуатации дорог);
- строительной техники (активный выпуск дорожной техники начался в первую пятилетку);
- технологии производства (в 1927 году был уложен первый асфальтобетонный участок покрытия, а в 1931 году началось производство битума);
- ресурсной базы.
Количество автомобилей на одного человека в советское время было значительно меньше, а это один из факторов, от которого зависит дорожное покрытие. Стоит отметить, что темпы развития дорожной сети были очень высокими, к примеру, в 1991 году было построено 42 тысячи километров дорог с твердым покрытием, которые соединили многие города и создали каркас современной инфраструктуры. Достичь таких темпов больше не удавалось, согласно графикам Росстата в 2019 году, было введено 2,5 тысячи километров дорог из них 610 километров федеральных.
В советское время на автомобильные дороги распространялось действие СНиП 2.05.02-85, введенных в 1 января 1987 года. Автомобильные дороги согласно им разделялись на 4 класса:
- магистральные федеральные,
- прочие федеральные,
- республиканские (областные),
- дороги местного значения.
Перспективный период при назначении категории охватывал промежуток в 20 лет. Также при проектировании и возведении дорог предусматривали мероприятия по сохранению природной среды и минимизации ущерба.
Битум -это асфальтоподобный материал, используемый в дорожном строительстве, представляющий собой смесь углеводородов и их производных.
Рисунок 1. Фотография эпохи СССР. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
ГОСТ на строительство автомобильных дорог в России
В государственном стандарте установлены требования к эксплуатационному состоянию, а также допустимым условиям обеспечения безопасности автомобильного движения.
Сегодня в России действует целый перечень ГОСТов, которые так или иначе относятся к дорожному строительству:
- ГОСТ Р 52398-2005 содержит классификацию дорог;
- ГОСТ 32759 рассматривает вопросы устройства дорожных тумб;
- ГОСТ 32825 описывает методы измерения повреждений дорожного покрытия;
- ГОСТ 32865 представляет технические требования к знакам переменной информации;
- ГОСТ 32947 содержит технические требования к опорам электрического освещения;
- ГОСТ 32952 описывает методы контроля дорожной разметки;
- ГОСТ 33181-2014 содержит требования к зимнему содержанию;
- ГОСТ 333385 включает технические требования к дорожным светофорам.
Это далеко не полный перечень документов, в которых приведены требования к устройству, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Специалисты, которые занимаются проектированием, должны легко ориентироваться в каждом из этих документов.
На ремонт и содержание дорожной сети тратятся огромные суммы бюджетных средств, дорожно-строительные работы относятся к трудоёмким и сложным работам. Созданием автомобильной дороги, отвечающей всем требованиям даже при наиболее благоприятных условиях, требует значительных ресурсов и времени.
При проектировании новой трассы стремятся выбрать кратчайшее расстояние между двумя точками, при этом по возможности прокладывают дорогу через соседние населенные пункты. При выборе конструкции дорожной одежды опираются на данные о текущей и прогнозируемой интенсивности движения. Большое внимание уделяется экологии, уменьшению вреда и урона окружающей среде от искусственного сооружения.
За те 100 лет, что прошли с момента начала активного строительства дорог на территории современной России, была проделана титаническая работа, с минимальным уровнем развития техники прокладывались тысячи километров дорог. Поддержание созданной невероятными усилиями сети требует также значительных затрат, иначе все труды окажутся напрасными.