Представители арт-деко
Арт-деко (или ар-деко) стал популярным в Западной Европе и Америке во второй четверти 20-го века.
История арт-деко начинается во Франции, название стиля было заимствовано из названия международной выставки, на которой были продемонстрированы достижения декоративного и промышленного дизайна. Выставка, которая проводилась в 1925 году в Париже, ознаменовала начало нового стиля. По сути в арт-деко совмещены модерн и неоклассицизм.
На развитие арт-деко оказывали влияние технологические достижения, природные мотивы и формы, идеи кубизма и футуризма, древнегреческое и примитивное искусство.
Арт-деко от другие стилей отличает гармония противоречий, он соединяет монументальность и грациозность, игривость и классику, извилистость и прямолинейность. В арт-деко казалось бы противоположные вещи находятся в единстве и балансе.
Самыми известными представителями арт-деко являются:
- Робер Малле-Стивенс, он спроектировал улицу в 9 округе Парижа, которую назвали в его честь, разработал проекты для шести домов. Малле-Стивенс принимал участие в выставке 1925 года и представил павильон туризма, за что получил почетный диплом;
- Джозеф Урбан, работал в стиле модерн и арт-деко. Урбан родился в Вене и там же получил архитектурное образование в Академии изящных искусств, но в 1911 эмигрировал в США, где стал директором Бостонского оперного театра. Большая часть построек Урбана была разрушена, сохранилось лишь здание Мар-а-Лаго в Пальм-Бич и Новая школа в Нью-Йорке;
- Эли Жак Кан, американский архитектор и дизайнер. Его фирма сотрудничала с Людвигом Мис ван дер Роэ, при проектировании Сиграм Билдинг, также он работал в партнерстве с Албертом Бакманов при проектировании шести небоскребов в стиле арт-деко и модернизма в Нью-Йорке.
Критики арт-деко справедливо замечают, что это не стиль нового и справедливого будущего, где все равны, а стиль солидной красивости, роскоши, созданной для самой богатой прослойки общества.
Агора – это название рыночной площади в Древней Греции, площадь служила местом народных собраний, центром культурной, спортивной, деловой, духовной жизни полиса.
Рисунок 1. Арт-деко в интерьерах. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Арт-деко в архитектуре Европы
В европейских странах стиль атр-деко был очень популярен с 1925 по 1941 г.
Перечислим самые значимые объекты:
- в Бельгии в стиле арт-деко построены дома на Дирликстраат, дома на Конингине Элизабатлаан, Дом трех граций, виллы Ла Новуа и Ла Белла, вилла Коузи, Пивной ресторан в Ротселааре, Народный дом;
- В Брюсселе в стиле арт-деко построены Церковь Святого Семейства, Центр изящных искусств Виктора Орта, отели Атланта Ла Плаза, Альберт, Вильеман, а также ратуша Фореста, Дом радио, комплекс Альберт-холл, джаз-клуб, музей Клокариум;
- в Чехии были построены вилла Виктора Кржижа, отель Парк Инн, кинотеатр Оржеховка, кинотеатр Взлет, дом Фара, вилла Арнольдова, вилла Мучкова;
- в Дании в стиле арт-деко выстроены отели Астория и Метрополь, Новый театр в Копенгагене, театр Драгмар;
- в Финляндии в список зданий в стиле арт-деко входят центральный вокзал Хельсинки, Олимпийский стадион, отели Торни и Лилла Робертс, здание студенческого союза, театр «Савой», Теннисный дворец, театр «Орион», несколько частных апартаментов;
- в Германии в стиле арт=деко построены кинозал Астор, театр Колумбия, Метрополь Берлин, Олимпийский стадион, зоопарк Паласт, театр Эпохи Возрождения;
- в Греции стиль арт-деко также был востребован, его применяли при проектировании здания Банка Греции, главного бухгалтерского управления, новой Агоры, театра Рекс, синагоги, Аквариума Родоса, Афинского университета экономики и бизнеса;
- в Италии в список зданий в стиле арт-деко входят стадион Артемио Фрэнки, Мраморный стадион, кионтеатр Одеон, отель Беттоха Медитерранео, универмаг Дворец Упим, театр Метрополитен, вилла Некки Каппильо.
Рисунок 2. Здание Хаусмана в Париже (арт-деко в архитектуре Европы). Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Здание в стиле арт-деко можно увидеть даже в Черногории - главное почтовое отделение в Подгорице выполнено в этом стиле.
Стиль арт-деко стал популярным во время активного экономического роста европейских городов, что способствовало его широкому распространению.