Джованни Бернини
Джованни Лоренцо Бернини – это великий итальянский архитектор и скульптор, один из крупнейших представителей римского и итальянского барокко. В работах Бернини воплощены все принципы данного стиля: драматичность, эмоциональность и театральность образов.
Бернини обладал уникальной способностью организовывать масштабные скульптурные проекты, обладающие неподдельным величием.
Как уже отмечалось выше, Бернини и некоторые его современники (например, Франческо Борромини и Пьетро да Кортона) сыграли важнейшую роль в становлении архитектуры итальянского барокко. В начале своей профессиональной деятельности они занимались возведением Палаццо Барберини. Впоследствии между архитекторами разгорелась конкуренция за подряды, которая вскоре переросла в откровенную вражду.
На протяжении своей карьеры Бернини выполнил огромное количество заказов, большинство из которых было связано с религией. Бернини и многие другие архитекторы были забыты в период неоклассической критики барокко. Лишь в конце XIX века специалисты в поисках понимания сущности художественного произведения признали достижения Бернини и восстановили его репутацию. Искусствовед Говард Хиббард считал, что в XVII веке не было архитектора или скульптора сравнимого с Бернини.
Шедевры мастера
Сюжет мраморной скульптуры «Аполлон и Дафна» в барочном стиле основан на одном из рассказов, включенных в «Метаморфозы» Овидия. Работа выполнялась по заказу кардинала Боргезе.
Мастер завершил композицию в 1625 году. Кардинал Барберини, будущий папа Урбан VIII написал двустишие, главной целью которой было оправдание присутствия скульптуры на языческую тематику.
Рисунок 1. Сант Андреа аль Квиринале. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Скульптор стремился изобразить апогею мифологической погони бога Аполлона за прекрасной нимфой Дафной. Аполлон практически настиг спутницу, но пальцы рук Дафны уже превратились в ветви, а ее ноги стали корнями лавра.
Интересен фонтан Тритона (1624 – 1643 гг.), располагающийся в исторической части Рима на площади Барберини. Фонтан был создан по заказу папы Урбана XVIII сразу после возведения палаццо. В честь данного палаццо и названа площадь, на которой располагается фонтан Тритона.
Одним из самых известных фонтанов Бернини является Фонтан Четырех рек. Он располагается на пьяцца Навона и получает воду из древнего акведука Аква Вирго.
В 1644 году папа из рода Памфили задумал установить недалеко от семейного дворца египетский обелиск, привезенный в Рим императором Каракаллой. Для этого был объявлен конкурс архитектурных проектов, к которому из-за происков неприятелей не был допущен Бернини. Однако, архитектор всё-таки подготовил проект фонтана, по которому вокруг обелиска должны были располагаться статуи речных богов.
В конечном итоге покровитель Бернини Людовизи, женатый на племяннице папы, разместил макет сооружения в столовой, где работал кардинал. Восхищенный папа Иннокентий изменил условия конкурса и приказал архитектору незамедлительно приступить к возведению фонтана.
Архитектурная деятельность
Ранние объекты Бернини свидетельствуют о его безоговорочном даровании. Мастер стремился сделать любой свой материал максимально податливым. Весьма рано Бернини проявил себя как мастер скульптурных портретов. Множество выполненных им портретных бюстов относятся к шедеврам данного вида искусства. Своеобразный темперамент Бернини отражался и в интересных графических шаржах на современников. Именно благодаря данным рисункам появилось слово «карикатура» в итальянском языке.
Любимец Ватикана Бернини получал максимально ответственные объекты. В 1629 году он стал главным архитектором собора Святого Петра. Бернини занимался возведением бронзового балдахина над главным алтарем. В основу его конструкции входили искривленные колонны, формирующие эффект непрерывного роста.
Рисунок 2. Фонтан Тритона. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
При Иннокентии X Джованни Бернини впал в немилость и был ненадолго удален от папского двора (середина 1640-х годов). За пределами Ватикана зодчему также принадлежит несколько проектов.
Пропаганда католической веры была неразрывно связана с базисными принципами ренессансного гуманизма. Архитектурные ансамбли Джованни Бернини вовлекали зрителя в сложную театрализованную игру, они усиливали ощущение «вечного города». Среди наиболее известных проектов архитектора можно выделить:
- площадь перед собором Святого Петра;
- церковь Сант Андреа аль Квиринале;
- «королевская лестница» Ватиканского дворца.
После приглашения в 1665 году в Париж, Бернини запроектировал новый фасад Лувра, а несколько позднее – в 1671 году занимался созданием проекта памятника Людовика XIV. Однако, обе эти работы были отклонены королем. Тем не менее идея памятника была осуществлена в более скромном варианте.
После возвращения из Франции Бернини работал над заказами Александра VII (например, оформлял убранство капеллы Киджи в церкви Санта-Мария-дель-Пополо. В 1668 году архитектор завершил оформление конной статуи Константина Великого, изготовление которой было начато в 1654 году. Статуя была установлена в нише на лестнице и изображала божественное видение.
Последней крупнейшей работой мастера была гробница папы в соборе Святого Петра. По мнению Э. Панофски данный монумент стал вершиной европейского погребального искусства.
Бернини умер в Риме в 1680 году и похоронен с родителями в фамильной усыпальнице церкви Санта-Мария-Маджоре. Творения архитектора включали в себя как светские, так и церковные сооружения. Он занимался улучшением существующих зданий и строительством новых. Примечательно, что среди самых известных его работ есть несколько римских дворцов (например, палаццо Барберини и палаццо Людовизи).