Информационно-образовательный центр
Идея многофункциональности далеко не нова в архитектуре. За счет совмещения нескольких функций достигается эффект синергии, повышается эффективность использования площадей и снижаются расходы на содержание здания. Сегодня совмещают торговые и развлекательные организации, гостиницы и офисные помещения, выставочные и концертные залы. В информационно-образовательных центрах мы также наблюдаем совмещение нескольких функций, но из-за размытости понятия «информационно-образовательный центр», они могут быть различными:
- под информационно-образовательным центром может пониматься библиотека, которая оказывает услуги по предоставлению доступа к электронным базам данных и книгам, периодическим изданиям. В библиотеках часто проводятся мероприятия, направленные на различную целевую аудиторию, это могут быть профессиональные сообщества, люди определенного возраста;
- центры переподготовки и дополнительного образования также относятся к этой категории. Они выполняют преимущественно образовательные функции, позволяя получить дополнительное к высшего образование или пройти краткосрочные курсы;
- специальные структуры, созданные при предприятиях, университетах, которые оказывают услуги по переподготовке специалистов то же входят в категорию «информационно-образовательные центры». За счет наличия собственной базы им удается предложить качественный продукт, пользующийся высоким спросом.
Столь разные по виду организации преследуют одну цель – создать условия для комфортного обучения, мотивировать на самообучение и самосовершенствование.
В силу того, что последние годы количестве центров, предоставляющих образовательные услуги выросло в десятки раз, конкуренция в этой сфере очень высока. Информационно-образовательные центры могут использовать дистанционные технологии обучения, но чаще всего применяется смешанный очно-заочный формат, позволяющий вести одновременно занятия в аудиториях и дистанционно.
Рисунок 1. Школьный библиотечно-информационный центр. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Архитектурное формирование информационно-образовательных центров
При формировании архитектуры информационно-образовательных центров проектировщики руководствуются следующими принципами:
- в первую очередь важно оценить функционал центра и четко расписать его задачи, представить в цифрах интенсивность, количество реализуемых программ, количество сотрудников центра. Эти данные позволят оценить требуемую площадь и начать разрабатывать функциональную схему;
- стоит помнить о том, что ключевыми, приносящими выгоду пространствами будут учебные залы. От их комфортности зависит число желающих обучаться в данном центре. К залам и классам предъявляются свои требования по освещенности и по площади, расположению парт относительно источника света. Учебные классы должны иметь как естественное освещение, так и искусственное. Сами помещения должны быть неглубокими, чтобы свет достигал дальних парт. Классы могут иметь различную вместительность, если это соответствует концепции заведения;
- важно понимать, кто будет выступать в роли слушателей, обычно информационно-образовательные центры ориентированы на выпускников вузов, сотрудников предприятий, которые хотят пройти переподготовку. Группы набираются на краткосрочное обучение, преимущественно в вечернее время;
- помимо классов необходимы и общественные пространства, которые будут использоваться для общения во время перерывов, а также вспомогательные пространства, такие как гардероб, санузлы, коридоры;
- административный блок обычно выделяют на первом этаже, иногда его снабжают отдельным входом, так как поток людей, направляющихся в административный блок, неравномерен в течение рабочего дня.
Образ информационно-образовательного центра должен соответствовать высокому статусу и целям заведения, демонстрировать приверженность к инновациям, развитию и прогрессу.
Информационно-образовательные центры должны предоставлять качественные услуги, которые невозможно организовать в тесных, мрачных и давно устаревших помещениях.