«Архитектурное цитирование»
«Архитектурное цитирование» было свойственно почти всем странам и культурам.
Копирование и заимствование в сфере искусства давно стало нормой, мы легко можем обнаружить параллели в работах известных архитекторов, дизайнеров, декораторов. С одной стороны копирование, особенно слепое копирование порицается. В нем нет новшеств, творчества, поиска, новых идеи, оно лишь повторяет то, что уже существует и обрело свое право на успех. Но с другой стороны мы видим, что идея копирования обрела множество сторонников, которые видят в ней экономическую выгоду. Экономя средств на проектировании, удается снизить стоимость строительства. Самым распространенным примером являются панельные дома, которые были построены во многих городах СССР. Типовые серии выпускались огромным тиражом, менялись лишь незначительные детали, совершенствовалась технология производства и монтажа и за несколько десятилетий спальные районы разных городов стали выглядеть почти одинаково. Панельное домостроение критикуют за копирование, за монотонность, серость, скуку, однообразие. Но эта критика появилась не сразу, а после первых десятилетий эксплуатации. Вначале жильцы испытывали лишь радость после переселения из коммунальных квартир в собственные.
«Архитектурное цитирование» и копирование являются разными полюсами, между котором лежит еще несколько явлений:
- заимствование (предполагает, что часть проекта, к примеру, одно из фасадных решений было взято из другого источника);
- механический перенос (предполагает, что заимствуется форма или конструкция);
- имитация (предполагает, что одно здание похоже на другое, но не является его полной копией);
- пародия (предполагает, что одно здание заимствует элементы другого, но демонстрирует их в гротескной форме).
В эпоху цифровых технологий, когда все проекты хранятся в виде файлов, скопировать их не составляет труда, на это нужно всего несколько секунд. «Архитектурное цитирование» представляет собой серьезную интеллектуальную работу, подобную написанию эссе, в котором приводятся цитаты великих философов прошлого, но важен сам автор текста и его взгляд на происходящее. За счет «архитектурных цитат» здание обретает колорит, акценты, но они не создают основу, форму или концепцию. Это больше похоже на вишенку на торте, чем на сам торт.
«Архитектурное цитирование» при Павле I
Широко известно, что Павел I, готовясь к своей роли императора, долгие годы разрабатывал проект своего замка. Стоит отметит, что Михайловский замок так и остался единственным замком в России, все предыдущие и последующие императоры возводили дворцы, которые были более свойственны русской архитектуре.
За двенадцать лет подготовки Павел создал 13 проектов, он собирал все наработки в отдельную папку. Многие из идей, он почерпнул во время своих заграничных путешествий. Особенно его заинтересовали:
- Шантийя, одна из французских резиденций (три моста, расположенных под углом соединяют здание с площадью перед ним, в центре площади установлена статуя, рядом подъемный мост);
- замки рыцарей Мальтийского ордена (скругленные углы у угловых башен, образ неприступной цитадели, шпиль с мальтийским крестом);
- триумфальная арка Сен-Дени (композиция главного фасада);
- колоннада Лувра (колоннада большого ордера);
- дворец герцога Фердинанда (фасады дворца и треугольный фронтон).
Рисунок 1. Михайловский замок. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Замок был назван Михайловским в честь Архангела Михаила, покровителя семьи Романовых.
Мечта Павла начала осуществляться, как только он занял престол после смерти своей матери. Править ему суждено было недолго, также недолго он наслаждался и жизнью в новом доме, который начали строить в первый месяц его царствования. По одной из местных легенд Ксения Петербургская предрекла, что новый император проживет в доме ровно столько дней, сколько букв над входом, правда это или нет, никто уже не докажет, но спустя всего 40 дней после переезда в замок, Павел был убит заговорщиками в собственной постели. О случившемся долгое время не рассказывали, прикрывая правду внезапной болезнью, лишившей императора жизни, чтобы не омрачать восхождение на престол Александра Первого.