Архитектурная композиция
Здания и сооружения не всегда должны быть заметными, привлекательными или представлять собор шедевр современного искусства. Далеко не все здания должны соответствовать такой высокой планке, и не каждый заказчик ставит перед своими сотрудниками такую задачу. Выразительность не является насущной потребностью для жилых зданий, гаражных кооперативов, производственных цехов. Выразительность в архитектуре свойственна лишь определенной группе зданий, к которым предъявляется повышенное внимание и которые должны это внимание привлекать намеренно. К примеру, здание театра имеющее невзрачный вход и размещенное на первом этаже жилого дома, будет сложно найти, даже зная его адрес. Здания университетов, зоопарков, цирков, театров, торговых центров, музееев должны обладать архитектурно-композиционной выразительностью.
Композиционная гармония складывается исходя из совокупности примененных приемов:
- асимметрия или симметрия;
- тождества и модули;
- ритм и метр;
- доминанта;
- нюансы и контрасты;
- масштаб;
- линия.
Каждый из приемов обладает выразительностью. К примеру, представим себе пустой, незаполненный фасад, на котором по центру расположено единственное окно. Этот единственный элемент моментально приковывает к себе внимание, став доминантой, а здание становится выразительным. Представим, что окно расположено не по центру, а слева, и асимметрия добавляет еще большей выразительности одинокому окну. Представим себе этот фасад огромным, а окошко совсем небольшим, и вот уже масштаб и контраст работают на созданием выразительности, как и асимметрия, и доминанта.
Доминанта – это господствующий элемент в архитектурном сооружении или главенствующее здание в окружении зданий.
Рисунок 1. Пример проявления архитектурной выразительности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Архитектурно-композиционная и художественная выразительность
Достичь архитектурно-композиционной или художественной выразительности можно разными способами, которые могут применяться как сольно, так и в грамотных сочетаниях:
- первое над чем работают архитекторы – это форма. Необычная форма является залогом выразительности, пример тому – знаменитое здание сиднейской оперы. Форма здания одной из первых воспринимаются зрителем. Сегодня все более популярны плавные, как будто движущиеся формы, создаваемые параметрической архитектурой;
- композиционные приемы придают зданию выразительность. Даже у самого скучного фасада есть ряд окон, который задает определенны ритм. Этот совершенно не значит, что чем больше приемов, тем более выразительное здание получится в итоге. Прием может быть один, но его удачное применение в сочетании с контекстом, цветом и формой сделают здание выразительным;
- цвет также работает на выразительность. При этом не стоит путать яркость и выразительность, даже белое здание на фоне чистого голубого неба может быть выразительным;
- линия позволяет придать нужный настрой для «прочтения» здания. К примеру, плавные линии говорят о спокойствии, отдыхе. Прямые линии более свойственный административным зданиям и промышленным структурам. Зигзагообразные, острые линии придают динамизм, направленность, обозначают конфликт. Вертикальные линии зрительно вытягивают здание, по ним взгляд наблюдателя скользит вверх.
Рисунок 2. Композиция – одно из самых главных средств архитектурной выразительности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В течение многих веков архитекторы пытаются раскрыть в чем состоит секрет гармонии. Мы можем назвать десятки зданий, которые признаются мировым сообществом как вечные шедевры архитектуры, которым неподвластно время, но невозможно вывести и растиражировать формулу шедевра и применить ее к любому объекту.
Архитектурная и художественная выразительность для многих общественных зданий важны и являются неотъемлемой частью концепции. Посыл, который пытается передать архитектор зрителю с помощью своего здания, должен быть очевиден и правильно интерпретирован, при этом нужно помнить, что выразительность накладывает и ответственность. Тот, кто смог приковать к себе взгляды многих, должен правильно распорядиться полученным вниманием и использовать его.