История сохранила имя первого архитектора, им был Имхотеп, создатель пирамиды Джосера. С момента появления профессии ей всегда была свойственна двойственность, симбиоз инженерной и эстетической составляющей.
Двойственная сущность архитектуры
История развития архитектуры насчитывает несколько тысячелетий, при этом акцент в обучении архитекторов в разные века перемещался с инженерной составляющей на эстетическую и обратно. Архитектура стала настолько обширным понятием, что оно включало:
- всю искусственную среду, созданную человеком;
- профессию, связанную с проектированием искусственной среды;
- структуру и взаимосвязь между отдельными частями и целям (архитектура систем и связей).
Престиж профессии также менялся с годами, от доступной лишь дворянам, знатным особам науки всего за несколько веков она превратилась в одно из тех ремесел, которым мог овладеть любой желающий. От ее величественного и недоступного статуса остались лишь воспоминания в виде памятников архитектуры прошлых эпох. Сегодня в мире архитекторов больше, чем когда-либо в прошлые эпохи, объемы строительства настолько велики, что за один год возводится больше квадратных метров, чем за несколько прежних веков. Количество шедевров в общей массе серой застройки остается невероятно малым, массовая архитектура породила массовых архитекторов, ориентированных не на создание произведений искусства, а на удовлетворение потребностей рынка.
Массовая архитектура – это типовая застройка, рассчитанная на многократное повторение.
культура проявляется и в архитектуре. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Массовая культура проявляется и в архитектуре. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Техническая сторона архитектуры
Подготовка архитектора сегодня занимает от 5 до 7 лет с учетом двухступенчатой системы образования. В зависимости от позиционирования вуза уклон в обучении может быть сделан в сторону эстетики либо в сторону технической части. Так или иначе одна из них обязательно довлеет на другой. Все дисциплины, связанные с рисунком, историей архитектуры, колористикой, приемами организации и гармонизации направлены на эстетическую составляющую, умение видеть красоту, понимать и создавать ее.
Технические дисциплины, осваиваемые архитекторами, также разнообразны. В их числе:
- теоретическая и строительная механика;
- сопротивление материалов, строительная физика;
- архитектурная акустика;
- металлические, железобетонные и деревянные конструкции;
- системы автоматизированного проектирования зданий и т. д.
Помимо преподавания собственно технический и собственно гуманитарных предметов, студентам нужно объяснить, как именно два начала архитектуры дополняют друг друга. Важно научить студентов тому, что гармония может быть достигнута лишь в согласии с техникой, если за красивой идеей не стоят не менее прекрасные по своей сложности и грамотности расчеты, то ни одно здание долго не выстоит. Примеры прошлого учат нас тому, что на архитекторе здания лежит ответственность не только за то, как здание выглядит и насколько оно хорошо, но и за комфортность пребывания в нем, за его соответствие назначению, за согласованность его частей и общей концепции.
Помимо осознания необходимости единства технической и эстетической составляющей сегодня необходимо помнить, что здание — это такой же поток информации, как и любая другая система. Проектирование здание ведется в информационных системах, с помощью создания модели, а потом и реальное здание становится частью общей большой информационной системы.
Обучение проектированию было различным, но оно всегда основывалось на поиске баланса между элементами витрувианской триады - пользой, прочностью и красотой. В каждом проекте проявляется видение мастера, отношение и понимание архитектуры. К сожалению, сегодня в потоке за скоростью не уделяется внимания обоснованию решений, объяснению и описанию. Архитектурного анализа удостаиваются лишь единицы, лишь избранным удается рассказать о своей концепции, о своем видении архитектуры и объяснить принятые решение. Об остальном неискушенной публике остается догадываться самостоятельно, пустые и голые фасады – признак равнодушия, разделение на кварталы для бедных и богатых – классовых подход.
Век массовой архитектуры превратил ее из искусства в услугу, а архитектора из творца в исполнителя воли заказчика. Облик здания сегодня определяют маркетинговые исследования. На фоне быстро умнеющих программ для проектирования кажется закономерным, что скоро отпадет необходимость и в этой профессии. Освоив основные алгоритмы программы сами смогут создавать здания по заданиям заказчика, минуя длительные переговоры, согласования и муки творчества.