Архитектурная программа здания
Запрос «архитектурная программа» в интернете неизбежно приведет нас к компьютерным программам, в которых создаются модели зданий. С другой интерпретацией этого запроса поисковики, как правило, не знакомы, попробуем разобраться с тем, что означает «архитектурная программа».
При проектировании зданий используется разная методология, это объясняется и разницей подходов, и разными программами архитектурных школ. Попробуем разобраться с тем, что именно делает архитектор, впервые прочитав задание от заказчика. Представим, что нам нужно спроектировать школу на 1200 мест в спальном новом районе города и перечислим возможные подходы к решению этой задачи:
- открыть СП и выделить, все требования, относящиеся к школам. Определить требуемые площади и состав помещений, определить этажность, распределить помещения по этажам. Этот подход опирается на действующие нормативы, которые необходимо соблюдать;
- составить список деятельностей, которые будут в школе разворачивать и под каждую деятельность создать пространство. Этот подход опирается на функцию и функциональность;
- составить список эмоций и чувств, которые должны испытывать дети в школе. Составить светлый и жизнеутверждающий образ школы, который позволит воспитывать молодое поколение в здоровой среде;
- определить высотность окружающей застройки и ее габариты через интерактивные карты, определить максимальные размеры нового здания школы исходя из требований инсоляции.
Все эти подходы имеют свои достоинства. Они позволяют перейти к решению задачи и перевести ее в плоскость архитектуры, перейти от слов к площадям, от требований к объемно-планировочным решениям.
Но ни в одном из этих вариантов архитектор не задумывается о том, какую роль играет школа для современных детей, как трансформировался этот институт образовательных учреждений за десятилетия, какие школы уже существуют в районе и вообще насколько район проектирования благополучен. Профессиональное образование архитектора с одной стороны позволяет ему мыслить творчески и креативно, а с другой создает иллюзию того, что город это лишь здания, в то время как город, это прежде всего люди, которые его населяют. Поэтому есть еще один подход к решению задачи, он заключается в том, что архитектор стремится понять контекст, понять ту обстановку которая царит в районе проектирования и тех детей, которые пойдут в эту школу.
В нашем условной примере новый спальный район, в нем как правило очень много детей и потребность в школе высока. До деградации территории еще очень далеко, так как она еще только заселена, но поблизости вполне могут оказаться районы, в которых наблюдаются первые признаки деградации, и они станут частью контекста, условием задачи.
Виды архитектурных программ
Архитектурные программы, которые составляются под конкретный объект, могут иметь разные цели:
- решить проблемы, накопившиеся в районе, к примеру больница распложена очень далеко, и новый медицинский центр решает эту многолетнюю проблему;
- создать условия для синергии и взаимопомощи, к примеру социально-имущественный кластер, часть помещений которого относится к социальному жилью;
- предупредить дальнейшую деградацию района за счет создания рабочих мест и т. п.
Архитектура в данном случае - инструмент решения глобальной проблемы, она перестает рассматриваться как способ извлечения прибыли, а становится возможностью для создания комфортной среды, которая так необходима в этом месте. Это тоже контекстуальное проектирование, но контекст понимается очень широко, он охватывает всю сложную систему взаимосвязей между жителями района.
Рисунок 1. Библиотека в Сиэтле, архитектор Р. Колхаас. Архитектурная программа здания была разработана по техническому заданию, но как библиотека здание функционирует плохо, в нем сложно найти нужную книгу и провести время в тишине. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Для создания архитектурных программ, нацеленных на решение социальных проблем. нужны не просто архитекторы, а архитекторы-исследователи.
Написание архитектурных программ до проектирования является распространенной за рубежом практикой. В России этим инструментом пользуются единицы, но это не означает, что программы нет совсем, она может быть не отражена на бумаге, но определенные ценностные установки участников проектирования будут вполне очевидны в самом проекте.