Общественный комплекс транспортно-коммуникационного узла
Для каждого крупного города актуальны вопросы транспортной доступности различных районов и организации передвижения в целом. Современные города не могут существовать без развитой транспортной системы, по линиям которой как по венам ежедневно перемещаются сотни тысяч людей. Транспортная система состоит из потоков следующих видов транспорта:
- железнодорожного;
- речного;
- автомобильного;
- воздушного.
От качества организации их взаимодействия, согласованности организационной градостроительно-планировочной структуры зависит жизнь всех обитателей мегаполисов. Ключевые структурные пересадочные узлы — это важные элементы городской среды, которые работают на логистику грузо- и пассажиропотоков.
Общественные комплексы, расположенные в транспортно-коммуникационном узле, ориентируются на потребности прибывающих и уезжающих людей. Газетные киоски, торговые ряды, автоматы с продуктами и напитками, магазины сотовых телефонов и техники можно найти в любом из них. Большая проходимость крайне важна для торговли, поэтому зачастую крупные торговые центры вырастают вблизи транспортно-коммуникационных узлов, подпитываемые постоянным притоком новых посетителей.
Транспортно-коммуникационный узел – это базовый элемент транспортной инфраструктуры, обеспечивающий эффективное функционирование всех потоков. В транспортно-коммуникационном узле пересекаются маршруты не менее двух разных видов транспорта.
Рисунок 1. Концепция транспортно-коммуникационного узла. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Архитектурная организация общественного комплекса транспортно-коммуникационного узла
Каждый транспортно-коммуникационный узел должен соответствовать потребностям обслуживаемой им территории. Как правило проектировщики таких узлов ориентируются на следующие принципы формообразования:
- общественный комплекс понимается как многофункциональное пространство, которое объединяет различные формы и виды обслуживания как на территории, так и на примыкающим к ним узлам пересадки;
- сам транспортно-коммуникационный узел и прилегающая к нему территория рассматриваются в тесной взаимосвязи, позволяющей выбрать обоснованный подход к организации и интенсификации использования;
- большинство транспортно-коммуникационных узлов родились исторически и их размер, состав обусловлены географическим положением, экономикой города, функционально-планировочной структурой территории;
- стоит использовать наиболее целесообразные сочетания взаимодействующих видов транспорта (морские и речные порты – железная дорога, метро – наземный общественный транспорт, железные дороги – наземный общественный транспорт, железные пригородные дороги – трамвай и метро);
- транспортно-коммуникационные узлы должны быть обоснованно рассредоточены по всему городу и располагаться как в центре, так и в периферийных зонах, в зависимости от вида обслуживаемого транспорта;
- периферийные центры могут работать на обслуживание приезжающих в город людей, удовлетворяя их потребности в парковке и стоянке личных автомобилей, а также в различных видах общественного транспорта;
- основной объем перевозок приходится на рельсовый и автобусный транспорт, поэтому они должны быть запроектированы в первую очередь. Стоит учитывать, что туристические, а также междугородние автобусные маршруты заканчиваются обычно на городской периферии, а электропоезда следуют до вокзалов, находящихся в центре;
- транспортно-коммуникационные узлы могут организовывать пресечения маршрутов разных видов транспорта как на одном, так и на нескольких уровнях.
Транспортная система также сложно предсказуема, как и сам город. Как бы ни старались городские власти улучшить ее, подогнать под потребности и ожидания, жизнь требует все новых и новых изменений.