Архитектурная графика
В наши дни оформление чертежей должно соответствовать требованиям ГОСТа.
Чертежи, созданные 2-3 века назад легко прочитает даже студент 4 курса, уже отчасти поднаторевший в оформлении проектов. Все дело в том, что архитектурная графика, хоть и претерпевала изменения за прошедшие столетия все же во многом в своей сути осталась неизменной. Открыв чертежи прошлого столетия, мы также обнаружим планы и фасады, разрезы, зарисовки отдельных элементов. В целом таких чертежей будет гораздо меньше, чем мы привыкли, но все они будут легко читаемы. Столь малое их количество объясняется тем, что в прежние времена архитектор всегда присутствовал при строительстве и руководил им, а потому мог компенсировать недостаток информации в чертеже инструкциями по выполнению.
Язык архитектурной графики очень прост, и студенты осваивают его за несколько лет учебы, при этом он универсален, позволяет «читать» проекты на других языках.
В основе архитектурной графики лежит:
- использование универсальной системы условных знаков, к примеру, в прямоугольнике на плане обозначают уровень пола, а штриховкой в разрезе покажут нужный материал. Таким образом визуально, даже без пояснений и выносок становится понятно принятое решение;
- использование разных толщин линий. Те линии, что попадают в разрез или сечение, обозначают толстой сплошной, невидимые - пунктирной, оси -штрихпунктирной, остальные тонкой сплошной. К примеру, план представляет собой сечение на высоте примерно, 1,5 метра от пола, поэтому все простенки показывают толстой сплошной линией, а оконные проемы тонкой;
- заполнение основной надписи, о том, что за чертеж перед нами, в каком он масштабе мы узнаем из основной надписи;
- каждая линия значима и несет в себе определенную информацию, если элемент обозначен неверно, то и прочитан он будет неверно;
- на чертеже приводится минимум необходимой информации, размеры не дублируются, иначе чертеж получится перегруженным;
- при оформлении чертежа стоит помнить о законах композиции, расположение на листе и масштаб должны быть гармоничными.
Рисунок 1. Пример студенческого задания на отработку графики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Графика – это вид изобразительного искусства, который «говорит» линиями, штрихами и пятнами.
Основы композиции
Основы гармонии и композиции универсальны, их применяют в живописи, музыке, скульптуре, архитектуре. Их понимание у каждого человека может быть разным.
Всего выделяют пять законов композиции:
- закон целостности, который говорит, что композиция выражает неделимость ее частей;
- закон пропорциональность, который говорит о соотношении частей и целого;
- закон симметрии, относящийся к расположению частей и целого;
- закон ритма, оговаривающий повторение частей в целом;
- закон главного или доминанты, который показывает центр, вокруг которого объединены остальные.
Для того чтобы достичь сбалансированности композиции, используются различные приемы, такие как асимметрия, доминанта, тождество, модуль, ритм и метр, нюансы и контрасты.
Рисунок 2. Пример студенческой работы по композиции. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Помимо приемов также важен цвет и свет, их влияние очень велико. За счет гармоничной и сбалансированной цветовой гаммы удавалось добиться идеального попадания в среду, и, напротив, яркие и несочетающиеся цвета позволяют выделить новый объект и привлечь к нему внимание.
Согласно исследованиям А. В. Филина важна и видеоэкология, то есть зрительный ряд не должен изобиловать гомогенными и агрессивными элементами.
Одной из любимых пропорций у архитекторов является пропорция золотого сечения, которая состоит из трех элементов – отрезка и двух его частей. Согласно пропорции золотого сечения большая часть относится ко всей длине отрезка, так же как меньшая часть относится к большей, и их соотношение равно 0, 618.
Стоит помнить о том, что чувство композиции в себе необходимо развивать, учиться мыслить нешаблонно. Те здания, которые люди считали гармоничными сто и двести дет назад, остаются таким до сих пор, их творцам удалось постичь законы гармонии и увековечить их в камне в назидание следующим поколениям. Темпьетто Браманте, маленький храм в Риме, павильон Германии в Барселоне Мис ван дер Роэ являются примерами вечной архитектуры, которая может вдохновлять зодчих и десятилетия спустя.
Истории создания архитектурных шедевров были различными, за многими архитектурными шедеврами стоят черпание вдохновения в природе либо случайные идеи. Современные шедевры все чаще оказываются результатом параметрического проектирования, что подчеркивает их техническую природу.