Эпоха Возрождения
Между Средними векам и Новым временем был период, который называется эпохой Возрождения, он считается одним из величайших в истории человечества. Эпоха Возрождения началась в Италии в 14 веке, расцвет Ренессанса пришелся на 15- 16 века.
Периодизация эпохи Возрождения включает четыре этапа:
- проторенессанс;
- раннее Возрождение;
- высокое Возрождение;
- позднее Возрождение.
Термин «возрождение» впервые применил итальянский художник Л. Гиберти, а после его заимствовал Дж Вазари, который составлял жизнеописания деятельности своих предшественников, которые после долгого средневековья вновь увидели истинную красоту и вернули человека к гармоничным отношениям с природой.
Развитие Возрождения шло параллельно с развитие гуманизма, антропоцентризма и все возрастающим интересом к античности. Также наблюдался рост экономики. Несмотря на то, что формы античного искусства и ранее повторялись и копировались, лишь на фоне эволюции христианского мировоззрения и расширения представлений о мире, произошло органичное слияние гуманизма и пантеизма.
Эпоха Возрождения нашла свое отражение во всех сферах культуры и наиболее ярко проявилась в архитектуре.
Архитектура высокого Возрождения в Риме
В отличие от предшествовавшей готической архитектуры, архитектура эпохи Возрождения основывается на античных источниках, и эти источники задали ее композиционные основы. В частности, в архитектуре Ренессанса:
- используются такие приемы гармонизации как симметрия, пропорциональность, тектоник;
- применяются ордерные системы;
- применяются симметричные ротондальные и крестово-купольные системы.
Архитектура вновь возвращается к системе ордеров, она становится системой художественного выражения.
Помимо возвращения к античности в этот период наблюдается развитие отрасли строительных материалов, формируются профессиональная лексика и новая архитектурная теория, ранее анонимный труд рабочих в артели, начинает персонализироваться. Растет и роль заказчика, который спонсирует постройку или строительство, его имя также остается в веках.
Помимо того, в это время формируется культура оформления чертежей, они становятся более детальными, могу сопровождаться макетам. Ведется тщательная документация проектов эпохи Возрождения, чего не было в период готики или романской архитектуры. Первыми значимыми мастерами Возрождения были Филиппо Брунеллески, выходец из Флоренции, а также Л. Б. Альберти, который работал в Риме. Благодаря Медичи центром раннего Возрождения стала Флоренция, где под своей протекцией и поддержкой влиятельная семья собирала выдающихся деятелей искусства. Флоренция - родина раннего возрождения, здесь расположены палаццо Медичи-Риккарди, палаццо Строцци, палаццо Гонди, палаццо Ручелаи. С начала 16 века Рим становится центром эпохи Возрождения. В этот период было возведено одно из самых известных сооружений Браманте – капелла Темпьето во дворе монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио в Риме. Браманте является главным мастером эпохе Возрождения в Риме, он строго следует классическим принципам. По проекту Браманте началось строительство великолепного Собора Святого Петра, которое продолжил его ученик Рафаэль Санти.
Также в Риме расположены большой и малый венецианский дворцы.
Рисунок 1. Эпоха Возрождения стала поворотным моментом в истории развития архитектуры. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Возрождение, родившееся в Италии, стало оказывать влияние далеко за пределами страны. Но новые тенденции, которые для Италии были продолжением античного прошлого, в других странах наслаивались на средневековые традиции, рождая новые вариации стиля ренессанс. С начала 16 века Возрождение распространилось по странам Европы, хотя не везде оно было принято однозначно, в некоторых странах влияние готики сохранялась до эпохи барокко.
В России из-за отдаленности от Западной Европы итальянский ренессанс практически не ощущался. При Иване III итальянские архитекторы были приглашения на работу в Россию, но они использовали лишь некоторые элементы ренессанса, в целом продолжая многовековые традиции русского зодчества. Поэтому для России характерно смешение традиционных православных канонов и характерных черт стиля ренессанс (Архангельский собор, собор митрополита Петра (архитектор Алевиз Новый), Успенский собор в Московском Кремле (архитектор Аристотель Фиорованти).