Архитектура Петровской эпохи
Петровское барокко – это архитектурный и художественный стиль, распространенный в период правления Петра I. Стиль широко применялся при проектировании зданий в новой столице России – Санкт-Петербурге.
Петровское барокко было ограничено временными рамками с 1697 по 1730 гг. Считается, что стиль возник на фоне увлечения Петром I и его непосредственными преемниками архитектурой Западной Европы.
Рисунок 1. Кикины палаты. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Архитектура Петровского барокко ориентировалась на образцы шведской, голландской и немецкой архитектуры. Все здания этого периода в России были выполнены по западноевропейским образцам – имела место эклектика, также ощущалось влияние «интернационального» барокко архитектора Бернини. Последнее направление смягчалось французским пристрастием к классицизму и преданностью готической старине.
Для архитектуры Петровского барокко характерны следующие черты:
- простота объемов в общей композиции здания;
- сдержанность убранства и четкость членений;
- высокие кровли по типу голландских строений;
- башни со шпилями;
- двуцветная наружная отделка (красно-белая или сине-белая цветовая гамма);
- упрощенная ордерная система.
Историк российской архитектуры А. И. Некрасов называл «пилястровым» данный период развития барокко. В те времена в Москве весьма популярным было нарышкинское барокко. В отличие от петровской интерпретации стиля оно представляло собой отказ от византийских архитектурных традиций, которые были основным образцом для большинства сооружений за прошедшие 700 лет.
Следует отметить, что барокко Петровского периода также отличалось и от голицынского барокко, которое черпало вдохновение от итальянских и австрийских построек.
Первыми архитекторами, работавшими в стиле Петровского барокко, были Жан-Батист Леблон, Доменико Трезини, Андреас Шлютер и Дж. М. Фонтана. Все эти зодчие были приглашены в Россию Петром I. Каждый из них внес большой вклад в развитие архитектуры страны.
Надо сказать, что европейские традиции были усвоены и русскими зодчими (например, Михаилом Земцовым и другими мастерами), которые курировали строительные работы по проектам европейских архитекторов.
Первые сооружения в стиле Петровского барокко были построены в Москве еще до основания Санкт-Петербурга. Одним из таких зданий считается Лефортовский дворец (1697 – 1699), построенный архитектором Д. В. Аксамитовым. Реконструкцией здания в 1707 – 1709 гг. занимался Дж. М. Фонтана. Церковь Архангела Гавриила также считается образцом Петровского барокко. Она была возведена в период с 1701 по 1707 гг. по проекту архитектора Ивана Зарудного. В обоих вышеописанных сооружениях детали московского барокко сочетались с ордерными элементами в оформлении фасадов.
Кикины палаты
Кикины палаты – это один из памятников архитектуры эпохи Петровского барокко, находящийся в Санкт-Петербурге.
Это единственный сохранившийся до наших дней дом соратника императора Александра Кикина. Известно, что Кикин также имел участок на территории нынешнего Зимнего дворца. Кикины палаты были построены с 1714 по 1720 гг. неизвестным архитектором (предположительно Андреасом Шлютером) недалеко от смоляного двора. В 1718 году Кикин был казнен за помощь в побеге из России царевичу Алексею Петровичу. Дом был передан в собственность государства.
С 1719 по 1727 гг. здесь находилась коллекция петровской кунсткамеры и личная библиотека императора. В 20-е годы XVIII века здание было реконструировано неизвестным архитектором. В 1733 году здесь была размещена канцелярия и лазарет лейб-гвардейского Конного полка.
Во время Ленинградской блокады Кикины палаты были практически разрушены, однако, в 1952 – 1956 гг. были развернуты масштабные восстановительные работы. Проект реконструкции составила архитектор Ирина Бенуа. На сегодняшний день в здании располагается музыкальный лицей.
Кунсткамера
Кунсткамера – это кабинет диковин и редкостей, учрежденный Петром I и располагающийся в Санкт-Петербурге.
Во времена «великого посольства» Петр I осматривал крупные европейские города (1697 – 1698). Императору показали заморские кабинеты «кунштов», то есть редкостей, чудес. Петра сильно заинтересовали подобные новшества. Не скупясь, он скупал как отдельные вещи, так и целые коллекции из европейских музеев. Именно эти предметы впоследствии легли в основу «государева Кабинета», а затем и Петровской Кунсткамеры.
Поскольку коллекция стремительно разрасталась, возникла потребность в новом здании. Было решено построить специальный музей на стрелке Васильевского острова.
Ныне существующее здание было возведено в период с 1718 по 1734 гг. Строительством руководил архитектор Маттарнови, которым и был разработан проект здания. Через год проект руководство было передано архитектору Н. Гербелю, который внес несколько изменений в первоначальный проект: низкая двускатная кровля была заменена на вальмовую с переломом двух углов ската, гладкие стены получили угловые ризалиты, а коньки кровли изолированы от объема башни.
После смерти Н. Гербеля работами руководил Киавери. Именно он обнаружил значительные дефекты в центральной части здания, после чего было принято решение заново возводить этот фрагмент. Завершал строительство архитектор М. Земцов. Строительство было признано завершенным с установкой в нишах фасадов двенадцати статуй.
Здание относят к стилю Петровского барокко. Оно состоит из двух трехэтажных секций в формах, соединенных между собой многоярусной башней в стиле барокко. Оба фасада здания были задуманы как парадные. Кирпич для здания был заказан из-за границы.