История архитектуры каждой страны полна особенностей, памятных событий, значимых факторов и условий, которые оказывали влияние на ее путь развития.
Архитекторы Франции первой половины XVIII века
В первой половине 18 века во Франции наблюдался экономический рост, но развитие тормозилось из-за того, что промышленность и торговля были подчинены правительству, на содержание двора уходили огромные средства, гораздо большие, чем могла позволить экономика. До революции 1789 гола продолжалось разложение абсолютной монархии, прослеживается активизация социальных противоречий, которые станут основой для революции. Народ был недоволен огромными налогами, нищетой и бесправием, а также неудачами во внешней политике. Бывшие французские колонии постепенно захватывала Англия. В искусстве мы видим продолжение этих тенденций, взаимодействие и борьба остаются главной темой.
В начале века тренды в искусстве задают вкусы двора – рококо, гедонизм, фривольность плавно перекочевали в 18 век из конца прошлого века. Появляется и новая тематика произведений - любовная, более занимательная по сюжету и исполнению. То господствующее положение, которое король занимал в сфере искусства прежде, в начале века пошатнулось, теперь не только он важный заказчик скульптур и полотен, но и частные лица, художественные салоны, так произведения становятся доступны широкой публике. В это время появляются первые обзоры и критические статьи в прессе.
В архитектуре в фаворе рококо, преимущественно оно проявляет себя в интерьерах.
В этот период во Франции работали архитекторы:
- Жан Куртон;
- Жермен Боффан;
- Жиль Мари Оппенор;
- Жюст Орель Майссонье;
- Жак Анж Габриель;
- Эммануэль Эре де Корни.
Крупнейшим архитектором являлся Габриель Жак Анж, он был продолжателем династии, учился архитектуре в Париже, в 30 лет стал смотрителем королевских построек, а в 44 придворным архитектором короля и возглавил Академию архитектуры.
Рисунок 1. Жак Анж Габриель, архитектор Франции первой половины 18 века. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Французская архитектура первой половины XVIII века
Рококо в архитектуре не сформировалось как целостная система. Заимствовав многое из архитектуры барокко, рококо затронуло лишь внешний декор. Стилю рококо свойственна устойчивость приемов классицизма для экстерьера и полных отказ от них в интерьере, внутри зданий мы видим лепнину, фантастические росписи.
Интересно то, что на фоне наращивания экономического потенциала у аристократии и верхушки буржуазии появляется потребность в роскошных и комфортабельных дворцах. Новый круг заказчиков начинает формировать особняковый тип городского дома, при этом во главе угла стоит не пышность, а рациональность, удобство, функциональность. Меняются планировочные решения, интерьеры, тип мебели, начинается строительство многоэтажных домов. Стремление к комфорту выразилось в применении коридорной системы вместо анфиладной, из-за чего комнаты получаются изолированными, а не проходными. Санитарные команды размещали в башенке вне стен здания.
Коридорная система – это планировочная система, при которой помещения имеют смежные стены и выход в общий коридор.
Продолжается и загородное строительство, возводятся замки, ансамбли, церкви, но из-за истощения казны останавливается финансирование крупных объектов.
Главным декоративным элементом интерьера становится орнаментация, ордера практически не применяются. Экспериментируют архитекторы и с формой, появляются овальные комнаты, переходы и углы смягчаются, сглаживаются даже переходы между стеной и перекрытием.
Цветовая гамма в основном светлая, разбеленная, приглушенная, для акцента применяется золотистая или серебристая орнаментация.
В этот период возводятся следующие известные здания и сооружения:
- отель Мантиньон, Париж (возведен к 1724 году, арх. Ж. Куртон);
- комплекс парадных площадей Нанси (построен к 1761 г, Э. Эре де Корни);
- Дворец Правосудия (арх. Ж. Боффан);
- отель де Субиз (построен к 1705 году по проекту Делямера, декор Боффана);
- театр в Версале (по проекту Габриэля Жак Анжа).
Жермен Боффан был учеником Жюля Ардуана- Мансара, который проектировал Версальский дворец.
Рисунок 2. Малый Трианон арх. Жак Анж Габриель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В первой половине 18 века возводится множество отелей, это тоже отражение тенденции стремления к комфорту. Окна становятся больше, чтобы впустить больше света внутрь, ванные становятся размером с комнату.