Архитектура Рима
История римской архитектуры начиналась с использования этрусских архитектурных форм, а именно циркульной арки. Этруски населяли территорию современной Тосканы в первом тысячелетии до нашей эры, их культура оказала большое воздействие на римскую культуру. Древние римляне заимствовали у этрусков не только строительные технологии, но даже гонки на колесницах и бои гладиаторов. Помимо этрусков, на развитие римской архитектуры оказали влияние греческая архитектура и ее система ордеров.
Римские постройки были монументальными, они имели характерную пышную отделку, множество украшений. Несмотря на это римляне в большей степени строили функциональные здания, которые были необходимы для определённых нужд.
В истории древней архитектуры Рима выделяют четыре периода:
- первый период длится от момента основания Рима до второго века нашей эры. В архитектуре в это время еще сильно влияние этрусков, создаются каналы ассенизации, строятся дороги и первые базилики;
- второй период. В это время усиливается влияние греческой культуры. Возводятся базилики, первые мраморные храмы, Табуларий, деревянный театр, первый каменный театр. До наших дней эти постройки не дошли;
- третий период. После захвата власти Августом начинается период расцвета Римской империи, который отразился и в архитектуре. Появляются новые строительные материалы – бетона, и новые типы зданий – триумфальная арка, цирки, где проводятся соревнования. В этот период возводится Колизей и Пантеон;
- четвертый период. Этот период начинается с прихода к власти Адриана и знаменует начало упадка, в архитектуре наблюдются излишество украшений, иррациональность. Четвертый период длится до 300 г нашей эры, до полной победы христианства.
Табуларий – это государственное архивное учреждение в Древнем Риме, где хранились постановления и государственные акты.
Архитектура начала XVII века в Риме
С 1630 по 1715 годы в Италии наблюдается расцвет стиля барокко. Предтечей развития барокко был великий мастер Микеланджело, который первым применил большой ордер в своем проект Капитолия собора Сан Пьетро.
К этому времени основные конструктивные типы и композиционные решения стиля барокко уже сложились. Мастера барокко увлекались:
- глубинным развитием архитектурной композиции, усложнением внутреннего пространства;
- усилением пластики фасадов, при это динамика и напряженности усиливались к центру композиции;
- применением ордерной системы, в том числе большого ордера;
- применением нового соотношения масс, верхняя часть здания имеет ту же массу, что и нижняя;
- размещение входа по центральной оси, к центру композиции наблюдается нарастание деталей, поэму боковые фасады решены проще и могут быть скрыты соседними зданиями;
- манипулированием светом и пространством, использованием театральных приемов.
Рисунок 1. Церковь Сант Андреа аль Квиринале построена в период между 1658 и 1661 годами. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
К известным зданиям, построенным в этот период, относятся Церковь Санти Лука э Мартина (1596-1669 гг. строительства), Церковь Сан Карло алле Кватро Фонтане (1638-1646 гг. строительства), Церковь Сант Андреа аль Квиринале (1653-1658 гг. строительства), Палаццо Монтечиторио, Палаццо Спада.
Термин «барокко» появился лишь к началу 19 века, после того как сам стиль уже изжил себя. Термин стал использоваться с негативным оттенком, для обозначения вычурного, смешного и напыщенного.
Итальянской архитектуре 17 века был характерен пространственный размах, сложный криволинейный план, обеспечивающих выразительную пластику фасада, массивные парадные лестницы и бесконечное великолепие. Как и в других сферах искусства, в архитектуре царит барокко, которое ослепляет своим великолепием, изобилием и театральностью. Этот этап развития архитектуры связан с именем Франческо Борромини, благодаря которому Италию называют родиной архитектурного барокко.
Рисунок 2. Церковь Сант Иво Сапиенца, арх. Франческо Борромини. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Борромини принимал участие в создании проекта балдахина в соборе святого Петра в Ватикане, реконструкции собора Иоанна Крестителя руководил работами в палаццо Барберини.