Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Архитектура Москвы петровского времени: проблемы переходного стиля

Характерной чертой российской архитектуры начала 18 века стало одновременное сосуществование зачатков нескольких стилей, различных школ и технологий.

Архитектура Москвы петровского времени

Грандиозный проект по созданию новой столицы отодвинул Москву на второй план. Уже к 1720 году Петербург занял главенствующую роль в формировании и развитии архитектуры. Москва шла следом, а уже затем новшества подхватывались в провинциях.

Архитектура петровского времени. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Архитектура петровского времени. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Одним из значимых проектов начала века стала Меншикова башня. В ее проектировании участвовали Иван Зарудный и Доменико Трезини. Башня получилась выше, чем колокольня Ивана Великого, хотя и не имела колоколов. Сам Зарудный оказался в Москве по делам церковного строительства на Украине, но решил не возвращаться и остался в должности архитектора при императоре. В новом проекта храма Зарудного и Трезини отражены черты новой архитектуры, несмотря на то, что сам тип башенного храма был уже давно известен. Церковь Иоанна Воина тоже приписывается авторству Зарудного.

Элементы классицизма в архитектуре Москвы проявляются в 1707 году, когда в проекте расширения Лефортовского дворца используется ордерная система.

В архитектуре прослеживается укрепление статуса монарха, новые храмы возводятся в честь святого Петра, покровителя императора, но в то же время прославляют и его самого. На многих зданиях того времени присутствуют шпили как символ властного абсолютизма.

Архитекторами Москвы в петровское время были:

«Архитектура Москвы петровского времени: проблемы переходного стиля» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  • О. Старцев;
  • Ф. Григорьев;
  • А. Константинов;
  • Г. Анисимов;
  • Я Бухвостов и другие.

В Москве строятся новые храмы, восстанавливаются и реставрируются обветшавшие храмовые постройки.

Проблемы переходного стиля

На фоне явного отставания России от других государств, как экономически, так и политически, требовались значительные реформы, которые позволили бы сократить этот отставание. В цели императора не входило полное подражание Западу, он стремился построить собственную культуру, которая могла бы противостоять западной, так же дерзко и уверенно, как и его армия. Реформы проходили одновременно во многих отраслях и сферах культуры. Бояре согласно манифесту должны были сбрить бороды, сменить одежды на западноевропейский костюм. Появлялись новые формы досуга:

  • ассамблеи;
  • балы;
  • театры.
Определение 1

Ассамблея – это прообраз дворянского бала, была введена Петром Первым в декабре 1718 года.

Ассамблея при Петре I. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Ассамблея при Петре I. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Для формирования новой культуры нужна была и новая подходящая для этого среда, среда европейских городов. Новая каменная столица разительно отличалась от любого другого русского города. Она не просто отличалась материалом, в ней было другое убранство, другой жизненный уклад и скорость жизни. Для города была выбрана прямоугольная сетка улиц, усадьбы и дома возводились по типовым проектам, чтобы поддержать единообразие. Вместо древнерусских палат возводят дворцы, больше соответствующие западноевропейскому стилю. По образцовым проектам Трезини возводятся типовые усадьбы в 1-3 этажа, в зависимости от уровня благосостояния их владельцев.

Французские, голландские, немецкие, итальянские архитекторы вместе с русскими мастерами работали над обликом новой столицы, формируя новый русский стиль, петровское барокко. Главным критиком всех проектов был сам Петр Первый, он тщательно рассматривал все предложения отбирая только то, что соответствовало духу нового города, его статусу.

«Окно в Европу» стало началом пути к формированию нового образа России. В Москве и Санкт-Петербурге открываются школы и научные заведения, появляется издательское дело, формируется институт охраны памятников. Все это требует своих помещений, учреждений и заведений.

Замечание 1

Любые изменения, особенно настолько значительные не всеми принимались благосклонно. Но у Петра Первого были сильные союзники, в том числе и церковный деятель Феофан Прокопович, который поддерживал императора в его стремлениях.

Для московской архитектуры было свойственно использование ордерных систем, нового европеизированного декора, новых куполовидных форм, многоярусных композиций. В новой архитектуре отражалась новая концепция пока еще чуждого мироздания.

Дата последнего обновления статьи: 24.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot