Архитектура Ленинграда 1960-80-х годов
Разрушения, принесенные войной, активно устранялись в первые послевоенные пятилетки.
Одним из важных направлений строительства был метрополитен. Первые наземные станции были спроектирован еще в духе сталинского ампира, ленинградцы могли каждый день проезжать мимо роскошно оформленных залов. Но после смерти вождя, изменились приоритеты в государственной политике и финансирование затратной, но нефункциональной части прекратилось. Согласно новой проектной задаче станции должны были быть удобными и экономичными, руководящими стали принципы функционализма.
Помимо метро ведутся работы и в самом городе, в частности, был построен Дом Мод. Здание вмещало мастерские, производства, торговые и складские залы. Иностранные модельеры демонстрировали свои коллекции в Доме Мод.
Индустриальное строительство также охватывает северную столицу, проектный институт «Ленпроект» разрабатывает типовые серии, которые начинают возводить с 1956 года в разных частях города. Под типовое строительство создаются материальная база, собственное производство сборного железобетона, отделочных материалов. В Ленинграде были сформированы такие домостроительные комбинаты как:
- Кузнецовский ДСК;
- Обуховский ДСК;
- Полюстровский ДСК;
- Колпинский ДСК;
- Гатчинский ДСК;
- Невский ДСК.
ДСК (домостроительный комбинат) – это производственная компания, которая выпускает панели, объемные блоки и крупные элементы для сборки железобетонных зданий.
К 1966 году был разработан и утвержден новый Генеральный план развития, который предусматривал расширение городской территории, увеличение Морского порта, обновление аэропорта. Предполагалось увеличить жилой фонд, так как население Ленинграда стремительно увеличивалось в послевоенные годы.
Рисунок 1. Ленинград, Зимний дворец фото 1960 г. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Петербургский метрополитен
Необходимость устройства сети подземного транспорта в Санкт-Петербурге появилась задолго до войны. Согласно историческим данным первый проект тоннеля, который бы соединил под землей два берега реки, разработал еще в 1820 году инженер Торгованов, но Александр I этой идеей не вдохновился. Подобные проекты на протяжении следующих 100 лет возникали вновь, но ни один не получил реализации до 1938 года, пока вопрос о строительстве метрополитена не обозначил председатель исполкома А. Косыгин.
Началось строительство метрополитена уже к 1941 году планировалось выполнить тридцать четыре шахты. Технологии строительства были далеки от современных, а задача стояла непростая. Чтобы пройти ствол шахт использовали взрывные методы и ручные инструменты. Работы шли тяжело и медленно, глинистая почва быстро разрушала все временные подпорки и конструкции. Дальнейшее производство работ было остановлено войной. Пройденные стволы шахт затопили, чтобы избежать обвалов.
К планам по строительству вернулись лишь после окончания войны, в 1946 году. Воду из затопленных шахт откачали, начались разведочные работы и бурение. Уже к 1949 году чтобы справиться со сложными грунтами был разработан первый горнопроходческий комбайн, который обладал высокой производительностью, он сам по себе был прорывом в области машиностроения того времени и во многом облегчил задачу строителей по сравнению с довоенным этапом. Спустя шесть лет работ была построена Кировско-Выборгская линия метрополитена, в ноябре 1955 года был подписан акт о вводе ее в эксплуатацию. Участники строительства получили правительственные награды.
Первые несколько дней работы новой линии воспользоваться ею могли лишь те, у кого были пригласительные билеты. Прокатиться можно было по восьми станциям. Пятнадцатого ноября метрополитен открыл двери для всех желающих.
Рисунок 2. Открытие ленинградского метрополитена 15 ноября 1955 г. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Далее первую линию метро продлили к Финляндскому вокзалу, затем была построена станция Девяткино. Вторая лини была начата еще в 1955 году, на ее возведение также ушло шесть лет. К моменту распада СССР в Ленинградском метрополитене было четыре линии и пятьдесят четыре станции.
Ленинградское метро является самым глубоким в мире. Ленинградский метрополитен стал вторым после московского метрополитеном в стране. Сегодня он состоит из пяти линий и семи пересадочных узлов. Наземные участки расположены лишь вблизи депо.