Крито-микенская архитектура и искусство
Критская архитектура не знает здания как единого пластического тела, самостоятельного тектонического организма. Не знает она также принципиального различи между внутренним и наружным пространством. В архитектуре преобладало сквозное пространство, а не стеновые конструкции.
Крито-микенское искусство и архитектура были созданы народами Восточного Средиземноморья, которые населяли острова Эгейского моря (остров Крит и близлежащие города на материке). До раскопок английского археолога Артура Эванса в 1900 году считалось, что главными центрами Средиземноморья были города Тиринф и Микены на полуострове Пелопоннес. В 1878 году близ Микен была открыта гробница-галерея, так называемая сокровищница Атпрея. Ранний период домикенской культуры ученые называют элладской. Артур Эванс, открывший остатки дворцовых построек в Кноссе на острове Крит, утверждал, что дворец принадлежал легендарному царю Миносу. В этой связи для обозначения данной культуры был принят термин «минойская культура». Её развитие делят условно на три периода:
- раннеминойский (3000 – 2200 гг до нашей эры);
- среднеминойский (2200 – 1600 гг до нашей эры);
- позднеминойский (1600 – 1100 гг до нашей эры).
На малых островах Эгейского моря также развивалась самобытная культура. Вместе с культурой Крита и Микен её называют эгейской. Средиземноморское побережье Малой Азии в древности называли Анатолией. По одной из версий древние жители Крита – выходцы из арийских племен, пришедшие с северо-запада, принесли с собой культуру бронзовых изделий. Примерно в этот же период с востока на запад двигались этруски. Вероятно, что встреча этих двух культур стала причиной подъема крито-микенской архитектуры и искусства. Среднеминойская эпоха связана с появлением на полуострове Пелопоннес племен ахейцев.
Считается, что в 1470-м году до нашей эры в Восточном Средиземноморье произошло разрушительное землетрясение, которое привело не только к упадку, но и к гибели минойской культуры.
Рисунок 1. Дворец в Малии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Вслед за дворцом Эванса в Кноссе итальянцами был открыт дворец в Фесте и загородная вилла, недалеко от него. Считается, что после прогрессивного этапа в культуре на Крите произошел спад и приоритет перешел к материковым Микенам, которые ранее находились в подчинении у Крита. В этой связи специалисты хронологически подразделяют крито-микенское искусство на минойское (распространялось на острове) и микенское (континентальное).
Согласно древнегреческой мифологии, на острове Крит младенцем был спрятан бог Зевс. После того, как он в образе быка похитил дочь финикийского царя, он доставил её на Крит. Сын Зевса и царицы стал правителем Крита. Еще одним божеством, почитаемым на острове, была змея, покровительница дома.
Многие исследователи отмечают культовое значение женщины. Об этом свидетельствуют росписи дворца в Кноссе (ранее их называли «фресками», но было доказано, что они выполнены при помощи темперы). Уникальные одежды и прически, которые можно видеть на данных росписях, предметы косметики – все это говорит об утонченной культуре.
Критская архитектура
Стены шахт некоторых критских сооружений, соединяемые с лестницами, имеют оконные проемы. Простенки расцвечивались яркими полосами красного, желтого и синего цвета. Примечательно, что несмотря на динамичный характер архитектуры Кносса, в ней отсутствует главный вектор движения. Опоры здесь появляются посреди помещений, пространства пересекаются без всякой логики. Подобными чертами обладает и дворец в Малии. Характерно и то, что орнаментные росписи выполнены в форме атектоничных мотивов волны и спиралей, которые «перебегают» с одной плоскости на другую, игнорируя углы и примыкания стен. Оригинальная форма деревянных столбов и колонн сужалась книзу. Колонны окрашивались красно краской.
Следует заметить, что подобные формы элементов не встречаются более нигде: ни в архитектуре Месопотамии и Персии, ни в Египте. Колонны дворца в Кноссе также атектоничны, визуально кажется, что они поставлены «с ног на голову», хоть отчасти их форма и обусловлена конструкционным материалом (цельное бревно устанавливалось корневищем вверх для того, чтобы на него удобно было опирать балки перекрытия). Это придавало примыканиям элементов большую надежность. Существует также версия, что увеличенная капитель могла служить для закрепления велума (тента из ткани).
акрополь. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 2. Микенский акрополь. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Примечательно, что колонны никогда не ставились в углах здания, как следовало бы ожидать. Кольцевые базы колонн были выполнены из камня, что предотвращало гниение несущего элемента. Существуют свидетельства того, что существовали витые колонны с опорами на выпуклые ложки. Все эти признаки дополняют представления о живописности стиля критского искусства. Декоративные росписи выполнялись в желтых, красных, голубых и черных тонах. Мужские фигуры были изображались красным цветом, женские – белым.
Орнаментация во внешнем и внутреннем декоре никак не была связана с характером персонажей и их одеждой.
Микенский период
В микенский период появляется новый тип оборонительных построек – акрополь. Акрополь представляет собой городскую крепость, расположенную на возвышенности. Такие сооружения выполняли роль политического центра города. Дворцовые сооружения имели свободную планировку с обособленными осевыми композициями сооружений, которые формировали единый комплекс с учетом рельефа и пейзажа.
Микенский акрополь (предположительно, построен во второй половине XI века до нашей эры) имел дворец, множество жилых и вспомогательных построек. Благодаря большому весу каменной кладки акрополь не уширяется книзу. Одним из наиболее примечательных элементов здесь являются входные ворота в акрополь. Они имеют пролет 3,5 метра и ложный свод высотой 6 метров. Конструкция ворот украшена первым известным в мире каменным рельефом с изображением двух львов, которые как бы охраняют колонны дорического ордера.