Обзор древнегреческой архитектуры
Нет никаких сомнений, что наибольшее влияние на последующие поколения оказала культура Древней Греции. Её спокойная и величественная красота стала образцом и источником вдохновения для мастеров позднейших эпох. Потребовалось несколько столетий, прежде чем дорийские племена, пришедшие с севера в XII веке до нашей эры создали к VI веку до нашей эры великое искусство. Далее последовали три периода в греческом искусстве:
- Архаика (600 – 480 гг. до нашей эры). В эти времена греки отражали нашествия персов и освобождали свои земли от угрозы завоеваний;
- Классика (480 – 323 гг. до нашей эры). Эпоха закончилась со смертью великого Александра Македонского, который покорил огромные территории, очень непохожие по своим культурам. Данная пестрота культур и послужила одной из причин упадка классического греческого искусства;
- Эллинизм (323 – 30 гг. до нашей эры). В этот период римляне завоевали находившийся под влиянием греков Египет.
Стоит заметить, что греческая культура распространилась далеко за пределы этого государства – на Малую Азию и Италию, на Сицилию и другие уголки Средиземноморья, на Северную Африку и прочие территории, греки основывали новые города. Греческие города располагались даже на северном побережье Черного моря.
Рисунок 1. Парфенон. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Одним из величайших достижений греческой архитектуры были храмы. Большинство древнейших развалин храмов относится к периоду архаики, когда вместо деревянных конструкций в строительстве использовали камень (желтый известняк и белый мрамор). Считается, что прообразом для храма являются древние жилища греков – прямоугольные в плане сооружения с двумя колоннами перед входом. Из этого простого объема со временем получились более совершенные и сложные по внутренней планировке типы храмов. Как правило, храм располагался на прямоугольном ступенчатом основании (цоколе). Он состоял из помещений без окон, в которых находились статуи божества. Храм окружали колонны в один или два ряда. На них опирались балки перекрытия и двускатная кровельная конструкция. В плохо освещенном внутреннем помещении храма устанавливали статую божества, здесь могли бывать только жрецы. Народ видел храм только снаружи. Предполагается, что именно поэтому древнегреческие зодчие уделяли большое внимание красоте и гармонии внешнего облика храма.
Строительство любого сооружения подчинялось определенным заповедям и правилам. Были точно установлены размеры конструкций, их соотношения. Четко регламентировалось количество колонн.
Архитектурные стили
Для древнегреческой архитектуры характерны три стиля:
- дорический;
- ионический;
- коринфский.
Самым древнейшим является дорический, он сложился еще во времена архаики. Он был простым, но в то же время мужественным и монументальным. Свое название он получил от дорических племен, которые его создали. На сегодняшний день сохранившиеся фрагменты храмов имеют белый цвет: покрывавшие их краски осыпались со временем. На момент эксплуатации построек их карнизы имели синий и красный цвета.
Ионический стиль появился в Ионийской области Малой Азии. Отсюда он попал в греческие регионы. В сравнении с дорическими колоннами ионические имеют более утонченный вид, они более стройны и нарядны. Каждая колонна здесь имеет свою опору в виде базы. Средняя часть капители напоминает подушку, которая закручивается своими углами в спираль (эти элементы получили название волюты).
Рисунок 2. Храм Посейдона в Пестуме. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В период эллинизма архитектура стремилась к помпезности и пышности. В этой связи был разработан коринфский стиль. Он выделяется своими капителями: они были богато украшены растительными мотивами, среди которых явно преобладают изображения листьев аканта.
Примечательно, что храмы в дорическом стиле уцелели лишь в регионах за пределами Греции.
Несколько таких сооружений располагаются на Сицилии и в Южной Италии. Наиболее известной из них постройкой можно назвать храм бога моря Посейдона в Пестуме. Среди ранних дорических построек примечателен храм верховного бога Зевса в Олимпии. Олимпия была священным греческим городом, откуда берут свое начало Олимпийские игры.
Сооружения
Расцвет греческой архитектуры пришелся на V век до нашей эры. Эта классическая эпоха непрерывно связана с именем выдающегося политического деятеля Перикла. Во время его правления в Греции развернулись весьма грандиозные строительные работы – Афины стали крупнейшим культурным и политическим центром государства. Главное строительство велось на древнем укрепленном холме Акрополе.
Даже по уцелевшим и отреставрированным фрагментам можно представить, насколько был прекрасен Акрополь в своё время. Вверх по холму вела широкая мраморная лестница. На возвышенности справа был поставлен изящный храм в честь богини победы в Нике. Через ворота с колоннами можно было попасть на площадь, в центре которой возвышалась статуя покровительницы Афины. Далее располагался Эрехтейон, весьма своеобразный и сложный по своему плану храм. Отличительной чертой данной постройки можно назвать выступающий сбоку портик, где перекрытия поддерживались не колоннами, а мраморными изваяниями в виде женских фигур.
Главным сооружением Акрополя является храм Парфенон, построенный в честь богини Афины. Данная постройка является наиболее совершенным объектом, построенным в дорическом стиле. Несмотря на то, что храм был построен около двух с половиной тысяч лет назад, нам известны имена его создателей: зодчие Иктин и Калликрат.
Парфенон – это центральный храм Акрополя. Его строительство началось в 447 году до нашей эры. Известно, что строительными работами руководил известнейший скульптор Фидий. В конструкцию храма включаются 46 колонн, его размеры в плане 70 х 30 метров. Есть основания полагать, что внутри сооружения была установлена статуя Афины, которая впоследствии была вывезена в Константинополь и утрачена во время пожара.