Детские сады и школы в типовой архитектуре
Строительство школ и детских садов в XX веке, как правило сводилось к всеобщей парадигме шаблонного проектирования. Каждый с детства помнит безрадостные городские пейзажи, выражающиеся в панельных зданиях, поликлиниках и школах, в плане имеющих вид буквы «П».
Этот подход к архитектурному проектированию приводит человека к отчуждению от городской среды. Огромное количество типовых зданий кажется казенным и чужим, при этом частное пространство, которое вполне может быть красивым, к которому реализован творческий подход, резко отделяется от общественного. За дверью личной квартиры начинается общая территория.
Доказано, что ежедневное окружение формирует личность человека. Поэтому для детских учреждений особенно важны эстетика, продуманность и комфорт.
Выдающиеся сооружения
На сегодняшний день в мире построено достаточно много детских образовательных учреждений, которые по праву можно отнести к произведениям искусства. Место, где человек проводит треть своей жизни обязано быть красивым и комфортным. Важно, чтобы в детских садах и школах были запроектированы необходимые помещения для досуга и учебы. В XXI веке положительные архитектурные тенденции в области строительства детских образовательных учреждений прогрессируют всё больше. В большей мере влияют на это современные подходы к образованию: для каждого проекта учреждения берется за основу какой-либо современный тренд.
Школа Воген, Норвегия. Здание запроектировано архитектурным бюро LINK Arkitektur и рассчитано на посещение 800 учеников. Примечательно это здание своим атриумом в виде «улья», обшитого деревянными панелями. Фасад здания под ульем развернут к улице, торец здания с большим панорамным остеклением выходит на берег реки. Школа Воген ориентирована на уклон в области графического дизайна и изящных искусств. Упор при обучении делается на изучение творческих направлений и физического развития учеников. В школе есть актовый зал-амфитеатр, который предусматривает одновременное нахождение 380 человек со всем необходимым оборудованием.
Рисунок 1. Школа Воген. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Детский сад на берегу моря, Нагасаки, Япония. Запроектировало этот детский сад архитектурное бюро Hibinosekkei под руководством дизайнера Ёдзи но Широ. Здание располагается у подножия горы на берегу моря. Внутри предусмотрено множество зон для различной досуговой и учебной деятельности детей, например:
- импровизированная небольшая пещера,
- библиотека с досками для рисования,
- чердак, на который можно забраться при помощи веревок.
Из столовой открывается превосходный вид на побережье.
Международный лицей Нельсона Манделы, Франция. Это здание расположено недалеко от устья реки Луары. Архитектурное бюро François Leclercq et Associés предусмотрело индустриальную архитектурную концепцию здания, однако лицей не выглядит мрачным сооружением, благодаря естественному освещению, проникающему через стеклянный потолок атриума. Здесь архитектура сочетается с локальными традициями, которые закреплены в общей концепции и строительных материалах, оставаясь при этом безжизненными. Благодаря планировке здание лицея напоминает промышленное здание. В данном лицее обучаются дети, для которых французский язык не является родным. Также предусмотрено проживание учеников в торце здания в отдельных светлых комнатах.
Начальная школа Оливье де Серра, Франция. Это учебное заведение предназначено для детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста. В архитектуре этого здания оптимально применена схема экологического оформления, его фасад покрыт плиткой из акации. Кроме того, здание окружено растениями и фруктовыми деревьями, стены обвивает плющ. Примечательно, что в здании школы функционирует теплица, на территории – огород.
Рисунок 2. Школа Оливье де Серра. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Гимназия Гаммель-Хелеруп, Дания. Гимназия получила известность благодаря современным практичным архитектурным решениям. Одним из таких можно назвать спортивный зал с эксплуатируемой кровлей. Деревянный дворик над спортивным залом имеет органичную подсветку в темное время суток. Класс изобразительного искусства гимназии, запроектированный архитектурным бюро BIG, имеет остекленный фасад, а его кровлю покрывает дёрн. Один из входов в корпус имеет форму круга и по подземным коридорам приводит в здание основной школы.
Детский сад Фредеригсберга, Дания. Детский сад представляет собой комплекс сооружений, представляющих собой 11 небольших домиков, каждый из которых имеет собственное предназначение. Отличительной особенностью этой архитектурной концепции является то, что силуэты зданий напоминают примитивные детские рисунки домов. Домики смещены друг относительно друга, благодаря этому архитекторам удалось разбить территорию детского сада на небольшие игровые зоны.
Школа в Мамонтовке, Россия. Это учебное заведение находится в городе Пушкино. Запроектированное архитектурным бюро ADM здание имеет светлый и нарядный вид. Внутренние интерьеры выдержанны в той же стилистике, что и фасад: за основу росписи взято хаотичное сочетание разных цветов. Примечательно, что в здании школы есть библиотека, которой могут пользоваться не только ученики, но и жители района. Эта часть здания для разведения потоков оснащена отдельным входом. В данном случае оптимально решена проблема участия образовательного учреждения в жизни города.
Рисунок 3. Школа в Мамонтовке. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
У современных архитекторов очень хорошо получилось развенчать стереотип о скучности образовательных учреждений. Такие здания вполне могут быть интересными и красивыми.
В то же время оригинальность вышеупомянутых проектов направлена в первую очередь на то, чтобы пространство, окружающее обучающихся детей, отвечало естественным потребностям личности.