Архитектурный стиль барокко
Барокко – это архитектурный стиль, включающий в себя несколько историко-региональных стилей, а также течений и школ. Барокко охватывал временной период 150 – 200 лет. Этот стиль появился в Италии (главным образом в римской архитектуре) в середине XVI века. Примечательно, что помимо архитектуры стиль барокко охватил и другие виды искусства (например, театр и живопись).
Как уже упоминалось выше, корни стиля барокко уходят в архитектуру периода Ренессанс в Италии. Стиль барокко представляет собой архитектуру внушительных ансамблей и широких пространств. Одним из первых монументальных архитектурных ансамблей в стиле барокко считают Бельведер (Ватикан), построенный Донато Браманте.
Рисунок 1. Матиашовы ворота. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
По одной из версий, архитектура барокко выросла из маньеризма, который охватил итальянское искусство во второй половине XVI века. Еще один источник возникновения стиля барокко – величайшие географические и научные открытия XVI – XVII веков, которые расширили представления разных слоев людей о времени и пространстве. Не стоит забывать и о идеологической и эстетической составляющих, которые берут свое начало из католичества.
Стиль барокко неслучайно возник в Италии, ведь одним из источников барочной архитектуры являются памятники древнеримского искусства, коих в Риме в данный период было достаточно много. Барокко представлял собой римское переосмысление греческого ордера в виде «римской архитектурной ячейки». Микеланджело – первый итальянский мастер, который вышел за пределы привычного понимания ордерности в архитектуре.
Архитектура Чехии XVII – XVIII веков
В Чехию архитектурный стиль барокко пришел в начале XVII века. Одним из первых сооружений здесь стали Матиашовы ворота Пражского Града. Они были построены итальянским архитектором Винченцо Скамоцци (1614).
Бурное развитие стиля началось несколько позднее, поскольку данный период был одним из самых тяжелых для чешского народа. В битве на Белой горе объединенные силы католической кампании нанесли поражение чешским повстанцам. С этого момента в стране начался довольно мрачный и длительный период насильственной контрреформации. Данные события не могли не повлиять на архитектуру. Был уничтожен самобытный стиль славянской культуры чехов.
Барокко в Чехии появилось уже со сложившимися формами. Стиль был закреплен во множественных постройках Италии, Венгрии и Германии
В различные периоды в Чехии работали такие мастера европейского барокко, как:
- Иоганн Йозеф Вирх;
- Андреа Спецца;
- Франческо Каратти;
- Иоганн Лукас Гильдебрандт;
- Жан Батист Матье.
Помимо архитекторов в создании шедевров барокко участвовали скульпторы, живописцы, а также мастера садово-паркового искусства. Все вышеописанные факты сказались на художественном уровне архитектуры барокко, который уже с самого появления в Чехии был очень высоким.
Многие чешские города с XVII по начало XVIII вв. интенсивно меняли свой облик. Интересно, что данные изменения не затрагивали общую городскую планировку, имеющую средневековую основу. Крупнейшие барочные сооружения, вклиниваясь в пространство со старыми объектами вносили в них новый масштаб. Рядом с готическими постройками возникают различные купола, а также причудливые формы барочных башен.
Важное место в городских сооружениях занимает скульптура. Фонтаны становятся неотъемлемой частью архитектурного облика города.
Изменение архитектурного облика – это результат появления новых архитектурных композиций, а также следствие равномерно осуществляемой перестройки и модернизации готических церквей, дворцов и жилых сооружений. Последние нередко получали новые фасады, сохраняя при этом старую планировку, а также готическую систему перекрытий.
Среди крупнейших барочных дворцовых комплексов Чехии видное место занимает Вальдштейнский дворец. Его строительство было начато в 1621 году на территории Малой Стороны, недалеко от Пражского Града. В разработке проекта участвовали архитекторы Андреа Спецц и Н. Себрегонди. Работали они под началом Джованни Пиерони. Данный архитектурный ансамбль включает в себя комплекс зданий с внутренними дворами, а также оранжерею, манеж и обширный парк.
Надо сказать, что со строительства этого дворца началась эпоха бурного расцвета стиля барокко в Чехии. Большой интерес с точки зрения скульптуры представляет трехарочная лоджия, которая располагается на западной стороне дворцового сада. Интересно, что в ней еще прослеживаются отзвуки итальянского Ренессанса (богатый лепной декор и композиционное построение).
На Малой Стороне, недалеко от Пражского Града в XVII – XVIII вв. было построено большое количество барочных дворцовых комплексов:
- Туновский дворец (1716 – 1727);
- Вежниковский дворец (1670);
- Ледебургский дворец (1778) и др.
Эти пышные сооружения имели живописные сады с большим количеством террас. Они были богато украшены сложными скульптурными изделиями, лестницами и подпорными стенками.
Дворцовая архитектура чешского барокко закончилась с завершением строительства дворца графов Черни. Данный дворец был построен на Лоретанской площади в Праге. Над этим проектом работало несколько архитекторов в разные времена (К. Мадерна, Д. Росси, М. Канька и др.). Строительные работы были начаты в 1669 году. Монументальное здание имеет длину 150 метров и мощный цоколь, украшенный рустом. Фасад дополняют тридцать трехчетвертных колонн большого ордера с фигурными коринфскими капителями. Здание оставляет впечатление сдержанной и мрачной силы. Дворец можно назвать «отчужденным» от жизни окружающего города, что не очень свойственно для ранних барочных построек.