Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Архитектура барокко в Италии

Характеристика стиля

Определение 1

Архитектура барокко – это период в развитии европейской и американской архитектуры, охвативший примерно 150-200 лет. Этот период начался в конце XVI века и закончился в конце XVIII. Если рассматривать барокко как стиль, то он охватывал все виды искусства, однако, максимально ярко он отражался в живописи и архитектуре.

Следует заметить, что в разных странах барокко проявлялся по-разному. Стилю было суждено блистать в Западной Европе в XVII – XVIII веках.

Замечание 1

Некоторые специалисты считают, что термин «барокко» - это видоизмененное слово «barrueco» (так называли жемчужину неправильной формы). В связи с тем, что подобные жемчужины использовались для создания уникальных драгоценностей, значение термина интерпретируется как нечто сложное и уникальное.

Ключ к пониманию стиля барокко состоит в том, что стиль контролировался и направлялся властью, которая использовала его для популяризации своей идеологии. Главной целью стиля было потрясение зрителя, поэтому театральность для барокко стала неотъемлемой чертой.

Раннее барокко в Италии

Первым заказчиком архитектурных сооружений в стиле итальянского барокко была церковь. Это произошло по причине того, что в этот период ощущалась острая необходимость строительства новых религиозных сооружений.

Собор Святого Петра. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Собор Святого Петра. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Первым наиболее примечательным образцом барокко была церковь Иль-Джезу, она была выполнена в виде купольной базилики. Возведением сооружения, открытого в 1575 году, занимались архитекторы Джакомо Бароцци да Виньола и Джакомо делла Порта. Здание принадлежало монашескому ордену иезуитов.

«Архитектура барокко в Италии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Интерьер храма выглядел весьма торжественно. Он был оформлен мощными колоннами и пилястрами, а также многочисленными скульптурными произведениями искусства. Изобилие декоративных деталей притягивают к себе внимание зрителя. В центральной части здания посетителей ждал пространственный прорыв вверх, это напоминало человеку духовный путь общения с Богом – через преодоление страстей и пороков.

Уникальная композиция фасада здания была выполнена Джакомо делла Порта. Архитектор разделил высокую плоскость стены на два яруса, украсив каждый из них архитектурным ордером. Подобное оформление впоследствии стало обыденным для множества религиозных сооружений в стиле барокко. Появился даже термин «иезуитский архитектурный стиль», который специалисты относили к таким сооружениям.

Примечательно, что стремление стиля к взаимодействию зданий и пространства отражалось на городской планировке. Первым по этому пути пошел Рим. Его перепланировка осуществлялась в период понтификата Сикста V, руководил реконструкционными работами архитектор Доменико Фонтана. Проект реконструкции включал в себя строительство семи крупных прямых магистралей, соединяющих главные религиозные объекты города.

Магистрали соединяли не только центральные городские базилики, но и сооружения, располагающиеся на окраинах. Это делалось из двух соображений: экономических – развитие удаленных районов и символических – создание единого священного мегаполиса. Градостроительный принцип, который придумал Доменико Фонтана играл важную роль в образовании и других европейских городов.

Следует отметить, что в эпоху господства барокко были не столько придуманы новые типы построек, сколько усилен декоративный эффект зданий. Интерьеры многих ренессансных палаццо в этот период превратились в анфиладу пышных покоев, был усложнен декор порталов, много внимания уделялось внутренним дворам и саду. В архитектуре вилл архитекторы развивали всё те же принципы осевого проектирования, что и в градостроительстве. Центральная подъездная дорога, парадный зал и главная аллея проходили по главной оси здания. Декоративный эффект усиливало расположение архитектурного ансамбля: он возводился на крутом рельефе местности.

Зрелое барокко в Италии

В XVII веке в Италии возводилось множество дворцовых ансамблей, архитектурный декор которых с годами становился все более вычурным и пышным. Украшались не только главные фасады, но и стены со стороны сада. Архитекторы барокко стремились совместить в своих проектах черты городских и загородных сооружений. Одним из ярчайших образцов подобного подхода является палаццо Барберини (1625 – 1663 гг).

Строительство сооружения было начато известным архитектором Мадерна, завершили здание Борромини и Бернини. Внешний вид палаццо интересен тем, что здесь впервые появился почетный двор, форма которого определялась фасадом с ризалитами. Двор объединял сооружение с городским ансамблем. Противоположную сторону дворца украшал парк, попасть в который можно было прямо из парадного вестибюля.

Церковь Иль-Джезу. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Церковь Иль-Джезу. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Культовое зодчество зрелого барокко характеризуется пластической выразительностью и динамичностью. Прямые плоскости все больше заменяются изогнутыми, а чередование выпуклых и вогнутых поверхностей усиливает пластический эффект.

Различные материалы (например, цветной мрамор, лепнина, позолота) вместе с прихотливостью объемов здания создавали чувство ирреального, расширяли пространство храма до невероятных масштабов.

Главной персоной зрелого барокко называют архитектора и скульптора Лоренцо Бернини. Значительную часть своей профессиональной карьеры он выполнял работы для собора Святого Петра. Одно из самых замечательных творений архитектора – площадь перед собором.

Это место нередко служило центром папских богослужений. Именно здесь, перед фасадом главного католического сооружения огромное число паломников, приехавших со всего мира, могли почувствовать свое духовное единство. Для более успешного воплощения этих идей Бернини воспользовался оригинальным приемом – он превратил пространство перед храмом в ансамбль из двух площадей. Фасад здания органично сочетается с площадью.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 21.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot