Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Архитектор А. В. Щусев

Щусев Алексей Викторович (1873-1949) - русский, советский архитектор, академик архитектуры, академик академии наук СССР.

Алексей Викторович родился 26.09.1873 г. в городе Кишиневе, в семье дворян. С 1891 по 1897 годы проходил обучение в Санкт-Петербургском Высшем художественном училище Императорской Академии художеств у таких грандов, как Репин и Бенуа.

За дипломный проект Щусев получил Большую Золотую медаль и право на творческую командировку за границу, во время которой он посещает Австрию, Италию, Бельгию, Францию, Англию, Тунис. Впечатления от поездки в итоге скажутся на работы архитектора.

А. В. Щусев. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. А. В. Щусев. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Ранний этап творчества

После окончании Академии Алексей Викторович поселяется в Петербурге, где занимается в основном реставрационными работами. В 1900-е годы под его руководством был воссоздан храм Святого Василия в Овуче. С тех пор Щусев начал рьяно вести войну с архитекторами-эклектиками, которые занимались «исправлением» старых зданий, а не их реставрацией. За работу над храмом Щусев в 1910 году получает звание академика.

В 1901 году Щусев участвовал в проектировании иконостаса Успенского собора Киево-Печерской лавры. В 1902 году архитектор переделывал и надстраивал фамильный особняк Ю. А. Олсуфьева на Фонтанке в Петербурге. В неорусском стиле велось им строительство храма Сергия Радонежского на Куликовском поле в 1917 году.

По заказу царской фамилии, а именно княгини Елизаветы Федоровны, Щусев реализовывает проект Марфо-Мариинской обители с церковью Святой Марфы и Святой Марии в больничном корпусе (1909 г.) и собором Покрова Богородицы (1908-1912 гг.) в Москве. В 1915 году в селе Всехсвятском им закладывается храм Спаса Преображения, который в 1948 году был снесен Советскими властями во время очистки площадей под застройку Песчаной улицы.

«Архитектор А. В. Щусев» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В 1911 году Щусева назначают главным архитектором строительства комплекса зданий Казанского вокзала в Москве. Алексей Викторович почти 30 лет занимается реализацией этого проекта.

Замечание 1

Ранний этап творчества стал неким творческим манифестом знаменитого архитектора: его сооружения узнаваемы, они обладают своим неповторимым характером, их формам присущи динамичность, крупные, ассиметричные детали декора.

По проектам Щусева были выстроены сооружения и за пределами России: Храм Христа Спасителя в Сан-Ремо (Рисунок 2), храм Святого Николая в Бари (Италия). Декор их из белого камня на стенах из красного кирпича напоминает зодчество рязанских, архангельских, нижегородских народных мастеров. Отделка в помещениях и работа над интерьерами продолжалась вплоть до конца 30-х годов. Также с 1912 по 1916 годы архитектор занимался проектированием железнодорожных вокзалов в Красноуфимске, Муроме, Софрине и Сергаче.

Храм Христа Спасителя в Сан-Ремо. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Храм Христа Спасителя в Сан-Ремо. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Советский период творчества

Октябрьская революция положительно сказалась на карьере Щусева. С 1918 по 1923 года он был руководителем разработки проекта «Новая Москва». К сожалению, щусевский генеральный план проекта был резко раскритикован Московской администрацией и только строительство мавзолея Ленина позволило Алексею Викторовичу избежать репрессий.

С 1923 по 1930 годах Щусев председательствовал в Московском архитектурном обществе.

Пожалуй, одним из самых известных творений Щусева является Мавзолей В. И. Ленина в Москве. За считанные часы до дня похорон было выстроено первое кубическое, со ступенчатыми завершениями, деревянное сооружение. Весной 1924 года была создана вторая версия мавзолея, с пристройками в виде трибун. В 1930 году была сооружена окончательная версия мавзолея, которую привыкли все мы видеть, являющая собой сплав авангарда и декоративных тенденций тех лет.

1926 год для А. В. Щусева ознаменовался выходом проекта Центрального Дома культуры железнодорожников. С 1926 по 1929 года Щусев работал директором Третьяковской галереи. Архитектор также был членом объединения художников «Четыре искусства».

В стиле конструктивизма им разработан проект здания Наркомзена в Москве в Орликовом переулке, здание Механического института в Москве на Большой Садовой улице, дом артистов МХАТа в Брюсовом переулке.

Одна из архитектурных мастерских, возглавляемая Щусевым в 30-х годах, выполнила и реализовала проекты застройки Ростовской, Смоленской набережных в Москве, в результате которых появился полукруглый жилой дом.

В 1936 году Алексей Викторович спроектировал частный жилой дом для искусствоведа С. Н. Дурылина.

Гостиница «Москва» - одна из первых больших советских гостиниц. Щусев выступал как соавтор данного проекта, так как был приглашен для изменения концепции оригинального проектного решения.

В 1937 году началась компания против А. В. Щусева, в результате которой архитектор был исключен из Союза советских архитекторов.

В 1938 году А.В. Щусев совместно с П. В. Щусевым входит в Ученый совет, созданный для осуществления реставрационных работ в Троице-Сергиевой Лавре.

Замечание 2

Работа над проектом здания НКВД, расположенном на Лубянской площади, начатая в 1940 году, так и не завершилась при жизни автора.

Бесспорно, как и у многих Советских архитекторов послевоенного времени, значительное место в деятельности А. В. Щусева занимало восстановление разрушенных войной городов: Истры, Кишинева, Новгорода.

Последним проектом великого архитектора стала станция Метрополитена в Москве «Комсомольская-кольцевая».

Последние годы жизни, с 1945 по 1949 включительно, А. В. Щусев работал директором Музея русской архитектуры, ныне Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева.

Щусев умер 24. 05. 1949 года в Москве, где и похоронен на Новодевичьем кладбище.

Писательская деятельность А. В. Щусева:

  • «Площади правого берега Москва-реки», 1939 год;
  • «Забота о человеке», 1939 год;
  • «Национальная форма в архитектуре», 1940 год.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 21.09.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot