Смольный монастырь
Один из самых красивых комплексов Санкт-Петербурга – Воскресенский Новодевичий Смольный монастырь.
История Смольного монастыря началась в 1748 году. Елизавета Петровна, дочь Петра I была инициатором этого проекта, здесь она хотела встретить старость, поэтому лично курировала строительство и все работы.
В Смольном дворе располагался небольшой дом, в котором императрица провела годы юности, на этом месте должен был появиться ансамбль с пятиглавым собором, а также Смольный институт, где будут обучаться девушки из дворянских семей. Автором проекта стал Франческо Бартоломео Растрелли, который воплотил все пожелания императрицы и создал одно из самых красивых архитектурных творений северной столицы.
Фундаменты были готовы к маю 1751 года, через три года после заложения первого камня. Из-за войны с Пруссией финансирование строительства сократилось, так что собор был построен лишь к 1769 году.
В ансамбль вошли два храма:
- Церковь Святой Екатерины, ее освятили в 1764 году, эта церковь разместилась в северо-восточной башне с курантами;
- Церковь Святых Захарии и Елизаветы, которая располагалась в северо-западной башне, ее освятили через год после первой.
В юго-восточной части монастыря в 1808 году была освещена Церковь Александра Невского, а спустя еще 27 лет строительство Смольного Собора Воскресения Христова завершил Василий Стасов.
Смольный монастырь стал первым женским учебным заведением, он принял 200 воспитанниц, девушек из дворянских семей, воспитанием и обучением которых занимались монахини. Спустя год была открыта школа для девушек недворянского происхождения, которые могли получить образование, позволявшее работать швеей, няней или гувернанткой. Отдельное здание Смольного института было построено в 1808 году, институт функционировал более ста лет, вплоть до революции.
В 1923 году все церкви были закрыты, а монахини и церковные служащие подвергались гонениям. Советская власть не признавала институт церкви, и долгие 40 лет Смольный институт пустовал, пока в 1969 году здания не были переданы музею истории Ленинграда, в 21 веке здесь разместились учебные заведения, а Смольный собор был возвращен в собственность Русской Православной Церкви.
Каре – это планировка зданий в виде замкнутого четырехугольника, образующего внутренний двор.
Рисунок 1. Ансамбль зданий Смольного монастыря, автор проекта Ф. Б. Растрелли, завершал строительство В. Стасов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Архитектура Смольного монастыря
По проекту Растрелли монастырь был запроектирован в стиле елизаветинского барокко. Пятиглавый храм высотой более 93 метров стал одной из самых высоких смотровых площадок Санкт-Петербурга. Он опоясан корпусами, образующими площадь перед главным входом. Глубинно-пространственная композиция позволяет лицезреть величие собора. По оригинальному проекту колокольня высотой 140 метров должна была быть доминантой, под нее был заложен фундамент, который обнаружили в ходе реставрационных работ.
Строительство монастыря велось с царским размахом, ежедневно на строительной площадке трудились солдаты, мастеровые и зодчие.
Численность одновременно работающих достигала 3,5 тысяч человек. Благодаря щедрым денежным дотациям строительство продвигалось быстро, в Москве уже отливались колокола для высокой колокольни, когда началась война с Пруссией, затормозившая все строительные проекты. Елизавета, которая планировала встретить старость в столь любимом ею месте, не смогла осуществить свою мечту, черновые работы были едва завершены к моменту ее смерти, а после строительство и вовсе замерло, главный архитектор Растрелли отбыл в Италию и его заместителем стал Ю. Фельтен, объем работ пересмотрели, отменили возведение колокольни, а к завершению строительства вернулись лишь к началу 19 века, по указу Николая I был объявлен конкурс, руководителем проекта в итоге был назначен Василий Стасов, который завершил строительство к 1835 году.
По проекту Растрелли Смольный монастырь должен был иметь высокую колокольню, но ее габариты пересмотрели и сделали меньшей высоты из соображений безопасности и надежности конструкций.
На возведение храмового комплекса ушло 87 лет, после которых до революции он функционировал 87 лет, а затем был предан забвению еще на 87 лет. Такая магия цифр стала темой одной из многочисленных историй о Смольном соборе.