Биография Андреа Палладио
Андреа Палладио – известный итальянский архитектор эпохи позднего Возрождения и маньеризма. Основоположник палладианства (ранней формы классицизма).
Андреа Палладио родился в 1508 году в Падуе, на тот момент являвшейся частью Венецианской республики, в семье мельника. Первый архитектурный опыт он получил в родном городе. В 1521 году стал учеником резчика по камню в мастерской скульптора Бартоломео Кавацца, условия работы в которой были весьма скверными.
В 1524 году будущий архитектор перебирается в Виченцу. Здесь Палладио начинает работать в скульптурной мастерской в квартале Педемуро. Данное предприятие считалось одним из самых успешных в городе, его владельцы Джакомо из Порлеццы и Джироламо Питтони были известными скульпторами в Виченце. В мастерской Палладио выполнял работы, обычно поручаемые подмастерьям. Позднее Палладио приняли в гильдию каменщиков.
Рисунок 1. Сан-Пьетро ди Кастелло. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В Виченце Палладио сблизился с гуманистом Дж. Дж. Триссино и начал изучать архитектуру. Благодаря своему наставнику архитектор получил гуманистическое образование.
В период покровительства Триссино мастер ознакомился с выдающимися памятниками античной и ренессансной архитектуры во время поездок в итальянские города. Опыт и основные творческие навыки Палладио складывались под влиянием трудов Витрувия и более современных архитекторов (Леон Батиста Альберти, Джулио Романо, Микеле Санмикели и др.).
С 1558 году Палладио работал в Венеции, где занимался возведением нескольких церквей, городских палаццо и общественных сооружений. По настоянию городской знати архитектору был присвоен титул «виднейшего гражданина Венеции».
Многие из сооружений, построенных Андреа Палладио в современности были внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО:
- Эмо-Каподилиста в Фанцоло де Веделаго;
- Сарего в Санта-София ди Педемонте;
- Барбаро-Вольпи в Мазер и др.
Открытия архитектора
В 1545 году Андреа Палладио выиграл конкурс на реконструкцию городской ратуши, датированной XIII веком - Палаццо делла Раджоне (ныне Базилика Палладио) в Виченце. В этот период Палладио разрабатывает новую систему ордерных пропорций, используя античный ордер не в декоративных целях, а как ключевой организующий принцип конструкции. В этой связи композиция здания становится ясной, кажется элементарно организованной и гармоничной.
После того, как Палладио ознакомился с трактатом Витрувия «Десять книг об архитектуре», на основе полученных знаний он начал развивать идею атриума и перистиля. Это привело к созданию принципиально нового типа городского дворца – палаццо. Примечательно, что первые палаццо были близки флорентийским палаццо XV века. Фасад таких зданий был украшен открытыми лоджиями с колоннами, в которых соединялись черты небольшого дворца и общественного здания.
Рисунок 2. Театр Олимпико. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В традиционных палладианских палаццо была применена классическая древнеримская схема построения, примененная впервые еще при строительстве Колизея. Первый ярус был сформирован с помощью тосканского (дорического) ордера, второй представлял собой ионический. Внутри палаццо устраивались анфилады залов с центральным большим залом во втором этаже. Объемность и рациональную тектонику зданиям придавали глубокие лоджии.
При оформлении фасадов для больших дворцовых построек Андреа Палладио, как правило, применял большую ордерную систему. Большие колонны, опирающиеся на высокие постаменты, зрительно объединялись с окнами первого и второго этажа, которые располагались между колоннами.
Большая часть архитектурного наследия Палладио – многочисленные виллы в окрестностях Венеции и Виченцы. Здания были адаптированы под ведение сельскохозяйственной деятельности и одновременно с тем отвечали потребностям аристократии области Венето. Композиция каждого архитектурного ансамбля Палладио симметрична. Колонный портик был выполнен в духе древнеримской архитектуры и придавал жилому зданию «храмовидный» облик.
В виллах Палладио следует отметить искусное сочетание архитектуры и природы. В архитектурных ансамблях загородных сооружений пейзажное окружение превращалось в естественную среду обитания человека. Особенно актуально это было для венецианцев, поскольку они были практически лишены зелени.
Палладио весьма органично обходился с мотивами древнеримской архитектуры, которая была изучена им в Риме. Он обыгрывал сочетания колонн разной высоты и ордеров, нередко объединяя постройки массивными колоннадами. Помимо своих архитектурных исследовательских работ Палладио проводил обмеры античных объектов в Вероне, Ниме и Сплите.
Церкви и общественные постройки
По заказам Церкви в Венеции Палладио выполнил несколько религиозных сооружений, например, Сан-Пьетро ди Кастелло (1558) и Санта Мария делла Карита.
Примечательно отличие церковных построек архитектора от загородных вилл: виллы Палладио в целом объединяет чувство гармонии и умиротворенности, а в религиозных постройках четко прослеживается динамика форм и взволнованная патетика.
Что касается более поздних общественных сооружений, то некоторыми своими чертами они напоминали архитектуру барокко (тяготением к масштабности архитектурных деталей и триумфальностью). Так, строительство лоджии дель Капитаньо в 1571 году совпало с победой венецианской армии над турками в битве при Лепанто, что не могло не сказаться на торжественности композиции. По своей форме сооружение напоминает римскую триумфальную арку. Мощные колонны коринфского ордера объединяют два этажа и подчеркивают ритмику всего здания. Еще одним шедевром архитектора является театр Олимпико, который был построен для открытой Олимпийской Академии. Данный объект представлял собой переосмысленный вариант древнеримского театрального здания.