Краткая биография
Алексей Николаевич Душкин родился в селе Александровка, Харьковской губернии, в 1903 году в семье агронома. С семнадцати лет будущий архитектор работал грузчиком, затем поступил на архитектурный факультет строительного института, добившись успеха в попытках зачисления в класс академика архитектуры А. Н. Бекетова.
На протяжении всей жизни Алексей Николаевич Душкин работал в разных областях архитектуры, а также специалистом в области дорожного строительства. Начало творческой деятельности Душкина связано с развитием конструктивизма в России.
Под конструктивизмом понимается авангардистское направление архитектуры, характеризующееся строгостью форм, а также геометричностью и монолитностью внешнего вида сооружения.
Примечательно участие Алексея Николаевича в проектировании «соцгородов», таких как Донбасс, Новая Горловка, Новый Краматорск, а также Автодорожного института в Харькове. Помимо проектной деятельности Душкин участвовал в архитектурных конкурсах «Дворца Советов», «Дворца Радио», Института Маркса-Энгельса-Ленина.
Во всех вышеперечисленных соревнованиях Алексей Николаевич занимал исключительно первые места.
После успеха в конкуре Дворца Радио, архитектор переехал в Москву и в 1937 году получил «Гран-при» за проект станции «Дворец Советов» (ныне «Кропоткинская»). На сегодняшний день станция метро «Кропоткинская» считается образцом в классической истории советского метрополитена в связи с простотой архитектурных форм и лаконичности общего замысла.
Спустя 2 года проект станции метро «Маяковская» был признан западными архитекторами в Нью-Йорке шедевром метростроения. Известно, что в московском архиве Союза архитекторов сохранились фотографии презентации этой станции в Нью-Йорке на примере макета, построенного в натуральную величину.
Однако признание мирового сообщества архитекторов и специалистов в области строительства не уберегли А. Н. Душкина от политических гонений. В 1955-м году Алексей Николаевич сильно пострадал от хрущевского указа «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Поводом для нападок послужил проект железнодорожного вокзала в Сочи, построенный в духе сооружений эпохи раннего Возрождения. В этой связи Душкин вплоть до самой смерти в 1977 году был вынужден преподавать в университете.
Рисунок 1. Министерство транспортного строительства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Вклад Душкина в советскую архитектуру
А. Н. Душкин является одним из основоположников новаторских идей в советском метростроении. Им была создана концепция подземного пространства, не имеющего окон. По сути это можно назвать новым направлением в архитектуре – подземная урбанистика. В этой области Душкин трудился в период с 1937 по 1967 годы, в том числе и в должности главного архитектора Метрогипротранс. Под его руководством были построены такие станции метро, как:
- Площадь Революции;
- Завод имени Сталина (ныне «Автозаводская»);
- Новослободская.
Надо сказать, что подземное оформление этих станций метро относится к направлению «сталинской неоклассики», максимально сближающемуся с международным архитектурным стилем станций метро того времени, благодаря сочетанию авангардных конструкций, таких как стальные опоры.
Долгое время Душкин работал в Метропроекте и в системе МПС. Под его руководством были построены здания железнодорожных вокзалов в Днепропетровске, Сочи, Симферополе, Брянске и Евпатории.
Благодаря Алексею Николаевичу были созданы крупнейшие градостроительные московские ансамбли того времени – высотное здание Министерства транспортного строительства у Красных ворот и универмаг «Детский мир» на Лубянской площади, ставший последним его проектом.
Примечательно, что «Детский мир» был признан первым советским универмагом европейского уровня, благодаря алюминиевым конструкциям и большим площадям внутренних помещений.
Рисунок 2. Детский мир. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Инженерная деятельность Алексея Николаевича Душкина принесла архитектору такие награды, как:
- Сталинская премия второй степени 1941 года – за архитектуру станции «Дворец Советов» Московского метрополитена;
- Сталинская премия второй степени 1946 года – за архитектуру станции Московского метрополитена «Завод имени Сталина»;
- Сталинская премия второй степени 1949 года за архитектурный проект высотного здания Министерства транспортного строительства;
- орден Ленина;
- ордены Трудового Красного Знамени;
- медали.
Строительство метро
Известно, что станция метро «Дворец Советов» проектировалась и была сдана в рекордно короткие сроки – с 1934 по 1935 годы. Станция проектировалась вне конкурса первой очереди Московского метрополитена. Из технологических особенностей примечателен способ возведения этого объекта – был выбран «открытый» или «берлинский» тип монтажа. Он заключался в использовании монолитного безбалочного перекрытия в совокупности с грибовидными железобетонными опорами. Внутреннее помещение этой станции очень просторное, так как предполагалось ее совмещение со строящимся Дворцом Советов на месте взорванного храма Христа Спасителя в 1931 году. Мрамор, снятый при демонтаже конструкций собора при строительстве станции метро не использовался. Архитектурный облик станции напоминал залы Древнего Египта. Это стало причиной различных нападок со стороны известных личностей, таких как И. А.Фомин, А. В.Щусев, П. П. Ротерт.
Душкину приписывают первенство в использовании конструкций из нержавеющей стали в качестве декоративного дополнения к конструктивным материалам. В качестве примера данного применения может служить станция метро «Маяковская». Известно, что в метрострое изначально с недоверием относились к новаторскому подходу Душкина в использовании новой в то время стали для столбов. Тогда в качестве эксперта Душкин пригласил авиаконструктора Путилина, который смог убедить комиссию в том, что такая сталь сможет работать на предполагаемые нагрузки. В целях безопасности при проектировании были приняты меры укрепления сводов станции чугунными тюбингами.