Краткая биография
Александр Павлович Брюллов (10 декабря 1789 – 21 января 1877) – русский художник и архитектор. Являлся профессором архитектуры Императорской Академии художеств, приходился старшим братом известному русскому художнику Карлу Брюллову.
Карл Брюллов являлся русским живописцем и монументалистом. Представлял в своих произведениях классицизм и романтизм.
Александр Брюллов родился в Санкт-Петербурге в семье скульптора Павла Ивановича Брюллов. В 1809 году вдвоем с младшим братом Карлом были приняты в Академию Художеств на обучение за счет государства. Александр после окончания академии поступает на государственную службу в 1821 году. Через год за счет общественных поощрений художников братья Брюлловы отправляются за границу на 6 лет.
Зиму 1822 братья проводят в Мюнхене, а в мае 1823 года отправляются в Рим. Известно, что Александр Брюллов с энтузиазмом изучал развалины древних городов. В этой связи в компании с Александром Львовым, подполковником Конноегерского полка, посещает Сицилию, а осенью того же года отправляется в Помпеи для составления проекта реконструкции древних терм.
К 1826 году успешно закончены работы по реконструкции помпейских терм. Следующий год Брюллов проводит в Париже, изучает курс механики в Сорбонне, а также посещает курс лекций Бюона по истории архитектуры. Из Парижа Александр Брюллов отправляется в Шартр и другие города Франции, после – в Англию. После окончания зарубежной стажировки в 1829 году Александр Павлович Брюллов возвращается в Россию, в Санкт-Петербург.
Александр Брюллов в 1831 году женился на младшей дочери придворного банкира фон Раля. В удачном браке с Александрой Александровной фон Раль Брюллов прожил 46 лет. Жена Александра Павловича являлась талантливым музыкантом и нередко устраивала в гостиной музыкальные вечера для таких выдающихся личностей, как:
- М. Глинка;
- К. Брюллов;
- Нестор Кукольник;
- Николай Гоголь.
В семье Александры Александровны и Александра Павловича родилось девять детей, из них трое старших сыновей и дочь умерли в младенчестве.
Рисунок 1. Александр Брюллов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Архитектура Александра Брюллова
Творчество Александра Павловича в сфере архитектурного проектирования связано со строительством зданий в Петербурге и его окрестностях. Одним из наиболее известных запроектированных им сооружений является обсерватория на Пулковской горе. Обсерватория строилась одновременно со зданием штаба Гвардейского корпуса, располагающегося на Дворцовой площади.
Первым проектом, проявившим талант Александра Брюллова, является реконструкция жилых помещений Зимнего дворца после пожара 1837 года. Здесь большой успех получает помпейская орнаментация, в честь которой и получает название соответствующая дворцовая галерея.
Брюллову была поручена реконструкция Мраморного дворца в честь дня свадьбы великого князя Константина Николаевича, одновременно с этим проходили работы по возведению Александровской больницы. Последний проект подразумевал продление Надеждинской улицы до Невского проспекта.
В 1831 году Брюллов занимается строительством таких сооружений, как:
- Михайловский театр в Санкт-Петербурге;
- церковь для графини Полье в Парголово, выполненная в готическом стиле;
- дом графини Самойловой в Славянке.
В 1832 году Брюлловым был выполнен проект здания лютеранской церкви Петра и Павла, построенной на Невском проспекте. При разработке архитектурный решений этого сооружения Александр Павлович руководствовался принципами английской готики. В этом же году получает звание профессора архитектуры в связи с успешным проектом роскошной церкви в классическом стиле.
Известно, что во второй половине восьмидесятых годов продолжались работы над Мраморным дворцом. Брюллов в эти годы занимался реконструкцией «Служебного дома». Конструкция сооружения предполагала на первом этаже помещение для дворцовых конюшен. Корпус, выходящий в сад, планировалось переделать под манеж. Примечательно размещение рельефа под названием «Лошадь на службе человека» для украшения фасада данного сооружения. Рельеф, достигающий в длину 70 метров располагался над вторым этажом и занимал всю длину средней части здания. Исполнение данного произведения искусства приписывают Петру Клодту по графическим эскизам архитектора Брюллова. Известно, что скульптуры, располагающиеся на боковых фронтонах Мраморного дворца, также дело рук Клодта, они изображали тритонов, трубящих в раковины.
Проекты Брюллова исполнялись не только для строительства в больших городах. В 1835 – 1839 годах Александр Павлович занимался проектированием памятного обелиска в Тобольске. Этот обелиск был возведен в честь битвы между отрядом Ермака и войсками татарского хана Кучума. В 1842 году Александр Брюллов спроектировал караван-сарай в Оренбурге. Этот комплекс сооружений включал в себя мечеть с минаретом и окружающих его зданий, предназначенных для гражданских учреждений.
Рисунок 2. Караван-Сарай в Оренбурге. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Брюллов как портретист
Александр Павлович Брюллов известен также, как талантливый рисовальщик акварелью. Во время своего пребывания в Европе, в Неаполе он написал портрет королевского семейства. Известно также, что для императрицы Марии Федоровны Брюллов подготовил подарок в виде рисунка тамошнего амфитеатра Флавия.
По данным современников, в Париже в 1837 году на вечере у княгини Голицыной Брюллов исполнил максимально схожий портрет Вальтера Скотта с пледом на шее. Примечательно, что художник сам перевел портрет на камень.
В 1830 году Брюллов в Петербурге выставляет портрет князя Лопухина в акварели, а через год пишет портрет Николая I, окруженного кадетами разных корпусов.
Известно, что с 1845 года Брюллов занимал дом на Кадетской линии, который впоследствии принадлежал его зятю графу П. Ю. Сюзору. В 1872 году Александр Павлович уходит в отставку с государственной службы. Скончался Брюллов в 1877 году в своем особняке. В настоящее врем могила Александра Брюллова признана памятником архитектуры федерального значения.