Назначение акведуков
В реальной жизни реки не всегда текут так, как это необходимо развивающейся промышленности, маршрутам водного транспорта и различным гидротехническим объектам.
По мнению главного водоснабженца Римской Империи II века н. э. Юлия Фронтина, акведуки являются одним из главных достоверных свидетельств величия Рима. Он считал, что их нельзя даже сравнивать с «бесполезными» пирамидами Египта, а также различными праздными сооружениями Древней Греции. Примечательно, что римские системы водоснабжения дали толчок развитию цивилизации, активизировали строительство бань, бассейнов и фонтанов, дали перспективу совершенствования инженерной мысли. Если учесть то, что некоторые из этих построек функционируют и в наше время, то древние акведуки можно назвать одним из самых величайших сооружений человечества.
В современном мире используется опыт древних людей в строительстве систем водоснабжения и акведуков. Сегодня акведуки являются не менее важными системами подачи воды к населенным пунктам, чем в Древнем мире. Например, современном Китае в данный момент продолжается строительство грандиозной системы каналов, которые будут предназначены для перевода определенного количества воды из рек с севера страны на юг. Такой способ организации водоснабжения позволит обеспечить быстроразвивающиеся мегаполисы КНР миллионами кубометров питьевой воды, а также усилить промышленный потенциал. Но не только Китай преуспел в строительстве современных акведуков, многие европейские страны тоже успешно используют такие системы водоснабжения. Из современных европейских акведуков, поражающих своими масштабами, можно выделить:
- нидерландский акведук Langdeel;
- французский акведук Briare;
- судоходный акведук Edstone в Великобритании;
- нидерландский акведук Krabbersgat;
- шведский акведук Haverud.
История возникновения акведуков
Считается, что инженеры Древнего Рима являются изобретателями акведука, но это не совсем так. Первые оросительные системы появились в Египте и на Ближнем Востоке, также акведуками пользовались древние майя. Однако, без всяких сомнений, древнеримские акведуки внесли наибольший вклад в понимание конструкции этих гидротехнических сооружений на сегодняшний день.
Когда население древнего Рима увеличилось до миллиона человек, в Вечном городе возникла естественная потребность в огромном количестве питьевой воды для населения, а также воды для технических целей. Надо сказать, что идее построения таких сооружений как акведуки наша цивилизация обязана стремлению римлян создать повсеместный комфорт проживания в городах и огромной популярности римских терм. В связи с растущим потреблением воды в крупных городах Древнего Рима было принято решение о строительстве акведуков. Первый акведук появился в Риме уже в IV веке до нашей эры. Успешная практика эксплуатации этого сооружения послужила толчком к более масштабному процессу строительства акведуков, поэтому к III веку до нашей эры их насчитывалось уже 11 штук.
Самый известный акведук в Риме появился в I веке нашей эры – это был акведук Клавдия. Он имел высоту 27 метров и длину около 60 километров. Примечательно, что он был короче старого акведука Марция почти на 30 километров, это было достигнуто посредством сооружения большого количества тоннелей и мостов в местах перепада рельефа.
Другой известный акведук был построен во II веке нашей эры. Теперь его называют Пон-дю-Гар или Гардский мост. Он сохранился до наших дней благодаря нескольким процедурам реставраций, проведенным в разные временя, начиная со средневековья. Этот акведук располагается на юге современной Франции и на данный момент служит туристической переправой через реку Гард.
Современные акведуки Европы
Необходимо уделить внимание описанию нескольких европейских акведуков современности. Эти сооружения по праву можно считать величайшими достижениями инженерной мысли.
Нидерландский акведук Langdeel. Это сооружение было возведено близ города Леувардена в северных Нидерландах. Строительство было завершено в 2007 году. Этот акведук своей известностью не обязан собственным размерам (его длина составляет всего 110 метров). В нём удивляет публику его внешний вид – у наблюдателей со стороны создается впечатление, что вода парит в воздухе, перекрывая дорожное полотно.
Рисунок 1. Нидерландский акведук Langdeel. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Французский акведук Briare. Этот судоходный акведук является самым старым каналом Франции. Водный мост был построен в 1642 году и имеет длину около 662 метров. Благодаря своей древности этот акведук на сегодняшний день является очень популярной достопримечательностью.
Судоходный акведук Edstone. Акведук является частью канала Стратфорда-на-Эйвоне в Уоркшире. Edstone является самой длинной рукотворной водной переправой во всей Великобритании, ведь его длина достигает 6 километров.
Нидерландский акведук Krabbersgat. Целью строительства этого сооружения называют снятие загруженности транспортного полотна. На возведение 125-ти метрового сооружения было потрачено 20 тысяч кубометров бетона, строительство закончили в 2003 году.
Рисунок 2. Акведук Krabbersgat, Нидерланды. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Магдебургский водный мост был построен в 2003 году. Этот акведук является одним из самых важных транспортных узлов Германии. Надо сказать, что его строительство постоянно откладывалось в связи с постоянными военными потрясениями на территории страны. После стабилизации жизни в стране этим судоходным мостом были объединены такие немецкие каналы, как Эльб-Хафель и Среднегерманский водный канал.
Акведук Понткисиллте, являющийся судоходным мостом, располагается на северо-востоке Великобритании над долиной реки Ди. Принято считать этот канал самым загруженным участком соединенного королевства. Высота акведука – 38 метров, а пропускная способность – 15000 судов в год.
Бельгийский акведук Pont du Sart, как и многие другие европейские акведуки, сооружен над автомагистралью. Его длина составляет 498 метров, а вес – порядка 65 тысяч тонн.