Ижора – финно-угорский народ, один из коренных малочисленных народов России. В древности это было основное население Ижорской земли.
Среди географических наименований окрестностей Петербурга встречаются названия, связанные с этим финским племенем. Например, названия впадающей в Неву реки, поселений, разбросанных до южных берегов Финского залива, а также плато на юго-западе от Петербурга. Но представителей древнего народа здесь уже не встречаются.
Сегодня ижоры сохранились лишь в отдаленных местах на побережье Финского залива в западной части Ленинградской области.
Происхождение этнонима «ингры»
По-фински этот народ назывался Inkeri, Ingeri. Русское наименование «ижора» и западноевропейское «ингры» - производные от этого названия. По одной из версий, данный этноним произошел от названия реки Ижора. Но есть и другие версии появления названия. По версии А. С. Попова, данный этноним происходит от имени древнерусского князя Игоря (в скандинавской транскрипции – Ингвар), сына легендарного Рюрика.
Иокимовская летопись гласит, что его рождение стало причиной передачи Ижоры и Ладоги жене Рюрика. Также есть версия, что название «ингры» происходит от имени шведской принцессы Ингигерд, жены Ярослава Мудрого. По мнению А. Шегрена, развившего теорию В. Н. Татищева, в наименовании «земли ижор» – иначе ингров (ingerinmaa) – заключалось понятие «земли Ингрин», которая, скорее всего, получила во владение территории по течению реки Невы вместе с Ладогой в качестве свадебного подарка. Стоит отметить, что в IX-XI вв. ижора не встречается в письменных источниках. Также археологам неизвестны находки того времени на территории средневекового расселения ижоры – в Приневье.
В XVII веке территория, на которой жили ижоры, была присоединена к Швеции. Ижорскую и Водскую земли объединили в одну провинцию. К уже существовавшему названию Ingerinmaa, Ижорская земля, было добавлено слово земля – land. В результате появилась Ингерманландия (П. Е.Сорокин «Окрестности Петербурга. Из истории Ижорской земли»).
Зоны расселения
Народ ижора появился на исторической сцене довольно поздно. Представители этого народа жили в Приневье. Об этом сообщают письменные источники. Большинство ученых связывают происхождение ижоры с корелой. Оба народы были очень близки друг другу в языковом и культурном отношении.
На рубеже I-II тыс. ижора выделяется из состава корелы. По другой версии, она переселилась сюда с севера – с Карельского перешейка, а по другой – с востока, из юго-восточного Приладожья.
По мнению Д. В. Бубриха, на рубеже I-II тыс. племя корела, которое сформировалось в северо-западном Приладожье, стало активно расселяться в северо-западном и южном направлениях – к северному побережью Ботнии и Белому морю, а также в бассейны рек Невы и Ижоры.
Постепенно южная группа из-за отсутствия экономических связей с основным ядром обособилась, а на основе ее диалекта сформировался ижорский язык. Бубрих относил появление ижоры к середине XII века.
Первые сведения о численности ижоры приводит ученый П. И. Кеппен. По его данным, в 1848 году ижоры проживали в 222 селениях шести уездов Санкт-Петербургской губернии. Их численность составляла 17 800 человек.
Сегодня ижоры живут в основном в Ломоносовском и Кингисеппском районах Ленинградской области.
Ижорские древности
В процессе изучения письменных источников, ученые обратили внимание на отсутствие археологических находок эпохи Средневековья в бассейне реки Невы, что говорит о том, что данные территории не были заселены в допетровскую эпоху.
Лишь в начале XX века стали находить отдельные предметы XII – начала XIII вв.
Так, в 1908 году в дереве Инкере-Войскорово у церкви на западном берегу Ижоры были обнаружены два черепа, относившиеся, скорее всего, к мужскому и женскому захоронениям. Среди находок наибольший интерес представляют фибулы: овально-выпуклая со звериным орнаментом, две фрагментированные круглые выпуклые с изображениями листьев, розеток и пальметок, две орнаментированные подковообразные, изготовленные из серебра.
Также здесь были найдены украшения – височное кольцо, обломок браслета с растительным орнаментом, витая шейная гривна и бусина.
Основание Петербурга привело к стиранию следов древней ижорской культуры. Другой причиной стало то, что археологическое изучение бассейна Невы по целому ряду причин носило ограниченный характер. Современные исследователи пришли к выводу, что сложность выявления памятников ижоры связана с особенностями системы расселения и погребальной обрядности этого древнего народа.