Периоды развития архитектуры Древней Греции
История древнегреческой архитектуры делится на несколько периодов.
В гомеровскую эпоху, продолжавшуюся до середины VIII века до нашей эры, зарождалась и развивалась эллинская культура, шло разложение родового строя, возникали новые классовые отношения.
В бронзовом веке храмов еще не было, появились они в начале VIII века. Строительным материалом для храма, конструкции которого напоминали мегарон, был необожженный кирпич, а сделанная из дерева крыша была двускатная. Использовался и кирпич-сырец, а к концу периода стали использовать черепицу из обожженной глины. В планировочной системе колоннада занимала особое место.
Храм богини Геры был одним из самых первых сооружений этого периода.
С VIII века и до начала V века до нашей эры длился архаический период. В это время рабовладельческое государство окончательно сформировалось, и появились города-полисы. Строительство в этот период велось из дерева и сырцового кирпича, для отделки храмов применялись терракотовые облицовки. Позже начали использовать мягкий и легкий в обработке известняк, а в конце периода – мрамор.
Строительное искусство Древней Греции на протяжении VI века до нашей эры развивалось в нескольких направлениях, существенно различавшихся между собой. Появились образцы монументальных сооружений, различные типы храмов и зданий общественного назначения. С другой стороны, шло зарождение ордеров – базовых и хорошо узнаваемых элементов архитектуры Древней Греции.
Классический период (эпоха Перикла), начался с 460 г. до нашей эры. Уровень развития архитектуры и других сфер искусства в этот период был весьма высокий.
Рисунок 1. Классический период. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Ордерная система была отточена идеально и широко применялась, здания приобретали утонченность, а почерк архитекторов стал узнаваем. Застройка городов шла уже по единому плану, и Афины стали городом, улицы которого имели правильную планировку.
Типовые греческие дома окружались портиками внутреннего дворика, прообразом которых был мегарон.
В этот период появились открытые каменные театры, залы для музыки – одейоны. Общественные здания, где собиралось большое количество людей, тоже приобретали новые формы.
Начиная с IV века до нашей эры, началась эпоха разложения полисов, и храмы начали терять свое значение.
С большой интенсивностью шло развитие светской архитектуры, планировка жилых домов совершенствовалась.
Использование ионического и коринфского ордеров позволяло экстерьеру зданий приобретать утонченность и изящество.
Эпоха эллинизма являлась периодом возникновения греко-восточных монархий. Эпоха, начавшись в 330-е годы до н. э. закончилась в I веке до н. э. Это было время, когда культура Древней Греции проникала в Малую Азию и Египет.
Во время эллинизма происходило смешение стилей и ордеров с декоративной целью. Лаконичность, монументальность и узнаваемость ордерной системы начала теряться, хотя создавались очень крупные городские ансамбли.
Архитектура ансамблей использовала перистиль – это были ряды колонн, окружавшие дворы и площади.
Архитектура архаической Греции
Архитектура является важным элементом культуры и отражает духовные запросы, господствующие в том или ином обществе на каждом этапе его развития.
Быстрый рост греческой культуры начался в период архаики. В градостроительстве жилые дома стали располагать примыкающими друг к другу кварталами, так, что они образовывали узкие улочки. В Афинах, например, дома были уже двухэтажные.
Административные, общественные или торговые здания имели вид залов, которые разделялись рядами колонн. Общественные здания, где занимались науками, общественными делами, спортом, предназначались для свободных граждан полиса – это была важная особенность древнегреческой архитектуры.
Характерными постройками этого типа были:
- стоя, где проходили деловые встречи, прогулки граждан, размещались торговые лавки;
- булевтерии – сооружения для проведения общественных собраний и заседаний городского Совета. В Олимпии были обнаружены остатки булевтерии, имеющей несколько залов – один квадратный и два удлиненных, расположенных по бокам и заканчивающихся колоннами;
- гимнасии - сооружения для занятий бесконтактными единоборствами и спортивными играми;
- притании, в которых горел священный огонь полиса, и устраивались общественные трапезы;
- стадион – открытый тип зрелищного сооружения в эпоху архаики, где состязались в беге, метании копья, диска, прыжкам в длину.
Монументально смотрелись храмы в каждом полисе, особенно они выделялись на фоне однотипных частных жилищ.
Определенным сочетанием пропорций основных частей отличались появившиеся греческие ордерные храмы. Возникли первые храмы в середине VII века до нашей эры в Аргосе, Коринфе и у дорийских греков.
Рисунок 2. Архитектура архаической Греции. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Дорические храмы представляли собой прямоугольное помещение – целлу, окруженную колоннадой, которая поддерживала перекрытие с крышей – антаблемент.
Невысокие дорические колонны были с каннелюрами (вертикальные прорезанные желоба), и завершались простой капителью. Капитель состояла из эхина – это круглая подушка и толстой квадратной плиты – абаки.
Антаблемент опирался на капители колонн и состоял из фриза с чередующимися триглифами и метопами, а также карниза.
Треугольное пространство на фасаде – фронтон украшали скульптурами и рельефами из мифов.
Дорический храм смотрелся тяжеловесно и выглядел приземистым. Храмы ионического ордера были более легкими и изящными. Их колонны были тоньше и выше и покоились на базах – каменных подушках.
Капители украшались завитками в виде спиралей, а антаблемент, располагавшийся на колоннаде, был выше и казался изысканнее.
Святилища в Олимпии и Дельфах
Эти святилища, объединяющие раздробленный эллинский мир на отдельные полисы, были религиозными, культурными и политическими центрами.
В Олимпии располагалось святилище Альтис, с двух сторон ограниченное портиками и сокровищницами, стоявшими у подножия холма. Здесь же располагался храм Геры.
Храм Зевса, занимавший главное место на священном участке, построен в дорическом стиле из местного камня. Наружная его часть окружалась перистилем. Высота до фронтона составляла 68 футов, ширина – 95 футов, длина – 230 футов.
Строил храм местный житель – зодчий Либон. На края крыши он поставил позолоченные вазы и между ними – позолоченную Победу, под которой находился золотой щит с рельефным изображением Медузы-Горгоны.
На фронтоне Пелопс и Эномай готовились к состязанию на колесницах. Между ними, как раз посредине фронтона, была статуя Зевса.
Вокруг священного участка с храмом находился стадион, ипподром и др.
На правом склоне горы Парнас располагался другой священный участок уже в Дельфах. Главным зданием в этом ансамбле был храм Аполлона.
Дельфы круто поднимались вверх по склону, и в этом же направлении шла священная ограда храма. Ее большие размеры возвышались над всем городом, и выходы шли во все стороны.
Вдоль дороги, ведущей к храму, находились небольшие сокровищницы и скульптурные монументы. Все сокровищницы занимали выигрышные и удобные места, хотя на первый взгляд казалось, что они разбросаны хаотично.
Это говорило о том, что архитектор учитывал окружающую застройку и подчеркивал значение больших и строгих по архитектуре центральных сооружений ансамбля.
Древняя Греция в архаическом периоде – это VII-VI века до нашей эры, оставалась политически раздробленной и состояла из городков-полисов, которые были независимыми.
Градостроительство этого времени имело нерегулярную планировочную схему. Центральную часть полисов занимал укрепленный холм или скала – акрополь, где располагался дворец правителя или храм бога-покровителя города.
Узкие и кривые улочки радиально расходились от акрополя. Одно и двухэтажные жилые дома с рыночной площадью окружали этот холм.
Город обносили округлой крепостной стеной, в которой прорезали ворота-пропилеи.
Таким образом, в начале архаической эпохи в эллинском обществе в приоритете была общественная и, прежде всего, храмовая архитектура.