Вероятность – загадка бытия и познания
В фундаменте современной науки идея вероятности по мнению Н. Винера является основополагающей. Ее вхождение в познание привело к радикальным преобразованиям в научной картине мира и, соответственно, к вероятностной революции в науке.
Переход от науки XIX к науке XX в., отмечал Н. Винер, – это переход от ньютоновского мира к миру вероятностному. Иногда утверждают, что понятие вероятности – это наиболее характерное понятие современной культуры.
Природа вероятности еще во многом остается загадкой. По мнению К. фон Вейцзеккера «вероятность представляет собой пример эпистемологического парадокса. Это значит, что наши базовые понятия мы можем успешно применять, не имея реального их понимания».
Вероятностный образ мышления, считал Э. Агацци, проник в каждую область интеллектуальной жизни.
Природу вероятности, ее концептуальное содержание важно рассматривать в историческом плане.
Представления о вероятности свое начало берут в глубокой древности, где они соотносились с характеристикой «качества» знаний. Два скептика Клитомах и Карнеад, как отмечал Б. Рассел, «ополчились против распространяющихся верований в божество, магию и астрологию. Их конструктивная доктрина трактовала о степенях вероятности, но чувство уверенности не может быть оправдано, потому что одни вещи кажутся более истинными.
Вероятность должна руководить на практике, потому что благоразумие из возможных гипотез требует действовать согласно наиболее вероятной. Вся история познания имела подобный подход к трактовке вероятности.
В наше время этот подход ассоциируется с представлениями о логической вероятности. В круге интересов логической вероятности находятся вопросы обоснованности какого-то отдельного индивидуального суждения, а достоверность индуктивного вывода неопределенна.
В ходе становления вероятностного подхода данные вопросы обсуждались, поэтому стали говорить о степенях подтверждения гипотетических заключений.
На основании информации, которой располагает человек, его воззрений на мир, его знаний, его психологического склада ума и будет определяться мера вероятности.
Теоретико-вероятностные методы исследования имеют основную задачу, которая состоит в анализе закономерностей поведения определенных систем и совокупностей.
Вероятностные законы от других отличаются типом, видом, логикой построения теоретических систем. Появление статистических закономерностей связано с вероятностью.
По своей структуре статистические закономерности отличаются от закономерностей, выработанных ранее.
Вероятностные методы
Из названия методов вытекает их суть. Вероятность является количественной мерой, степенью возможности появления некоторого события. Вероятностный метод дает возможность предположить истинность выводов и возможность существования признаков.
Исходя из этого, к вероятностным методам можно отнести индукцию, абдукцию, аналогию.
При исследовании сложных объектов специалисты имеют дело с огромным количеством фактов или большим количеством объектов исследования, чем и обуславливается необходимость вероятностных методов. Суть дела заключается в том, что о многих объектах невозможно сделать правильные выводы даже после нескольких проведенных экспериментов.
Для вероятностных методов характерны свои основные задачи и одна из них заключается в том, чтобы обнаружить закономерности на основе изучения большого числа фактов или объектов. В решении этих вопросов на помощь приходят вероятностные методы.
Благодаря этим методам специалисты могут исследовать большое количество фактов и сделать вывод уже с большой долей вероятности, которая будет соответствовать истинной правде. Вероятностные методы однозначных ответов не дают, но, несмотря на это, помогают рассчитать степень достоверности.
При исследовании массовых явлений они являются единственно возможными методами. С помощью этих методов устанавливается устойчивая повторяющаяся закономерность.
Аналогия является одним из вероятностных методов и представляет собой умозаключение. Говоря другими словами, специалист предполагает, что если объекты имеют между собой схожие черты, то и другие схожие качества у них тоже будут. Аналогия, по мнению А. Ходдера является главным элементом исследования археологов.
Способность на основании аналогии делать умозаключения на пригодность проверяется в тестах рядом вопросов, например, отношение рыбы к воде такое же, как птицы к дереву, дому, воздуху, семенам. Здесь надо выбрать правильный ответ, который предполагает, что если понятно взаимоотношение между водой и рыбой, то найти правильный ответ не сложно.
В археологии аналогия будет включать выводы о том, что разные следы человеческой деятельности в археологическом материале, являются подобными явлениями, которые можно найти у современных «примитивных» людей. Аналогии предполагают, поведение современного человека на что может быть способно, и какими были бы границы доисторического поведения.
Для выдвижения гипотезы исследователи могут пользоваться этими выводами. Сами гипотезы в дальнейшем по реальным археологическим данным могут быть проверены. Аналогия используется археологами на многих уровнях.
На простом уровне просто делается заключение, что найденные заостренные кусочки камня – это метательные наконечники. Такое заключение исследователь делает на основании того, что есть этнографические материалы о племенах, которые в качестве наконечников копий и стрел использовали маленькие заостренные кусочки камня.
Аналогии разрабатываются археологами многими путями, один из этих путей – прямая историческая аналогия. Принцип этой аналогии простой – от известного к неизвестному.
Метод абдукции
Концепцию этого метода разработал Аристотель, а история самого термина насчитывает около 400 лет. Концепция получила свое развитие в трудах американского философа Пирса, разработавшего полноценную теорию и предположившего, что традиционные методы формулирования вывода – индукцию и дедукцию, можно дополнить еще одним методом – абдукцией.
Рисунок 1. Абдукция. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Абдукция, отмечал Пирс, является методом составления общего предсказания, причем уверенности в том, что оно будет положительным и успешным в каком-то отдельном случае, нет. Оправданием метода является то, что в будущем это предсказание может быть успешным.
Абдукция, отмечали Ричардсон и Крамер, является процессом изучения фактов и разработки теорий для объяснения. Такой поиск ценных объяснений, представляет собой выведение умозаключений из наблюдаемых фактов.
Такие методы исследования, как индукция, дедукция, абдукция представляютАвтор24 — интернет-биржа студенческих работ собой разные этапы проведения исследования. Их применение не является взаимоисключающим в рамках одного исследования.
Абдуктивный метод направлен на создание гипотез, дедуктивный метод направлен на объяснение исследуемых явлений, индуктивный метод используется с целью проверки и подтверждения выводов.
Если индукция предполагает количественное подтверждение, то дедукция и абдукция – концептуальное понимание явлений.
Цель на стадии абдукции состоит в выяснении закономерностей и предположении правдоподобных гипотез с использованием необходимых категорий.
Популярность метод абдукции получил недавно и благодаря конструктивистскому характеру теории методологии. Выводы, сделанные с помощью абдуктивного метода, по своему характеру наименее обоснованы. Тем не менее, применение метода может быть плодотворным, потому что дает возможность шире посмотреть на исследуемую ситуацию.
Индукция и абдукция, по своей сути, дополняют друг друга и как виды интеллектуальной деятельности обеспечивают основу для амплиативного рассуждения.
Абдукция дает возможность развивать новые, более высокого уровня, концепции. Исследователь, используя метод абдукции, продвигается «снизу вверх», собирая, таким образом, и соединяя отдельные факты для разработки гипотез.