Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Средневековые эмали: Византия, Западная Европа, Древняя Русь

Византийская эмаль

Эмалевое искусство в Византии возникло между VI и XII вв. В этой технике золотые проволочки по контурам определенного рисунка припаивались к металлической опорной плите. Между припаянными проволочками появлялись углубленные пространства, которые заполняли цветной стеклянной пастой или флюсом.

Византийская эмаль. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Византийская эмаль. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В 1204 г. Константинополь был разграблен латинскими крестоносцами, которые много образцов эмали увезли с собой на Запад, а из-за разрушения города само эмалевое искусство пришло в XIII веке в упадок.

Эмалирование стекловидного тела относится к древней практике и его истоки трудноопределимы, но, однако мастера Византии могли перенять эту технику из нескольких мест. Принято считать, что в ранней форме эмалирование существовало в Древнем Египте.

В гробницах Древнего Египта были обнаружены образцы золотых украшений со стеклянной пастой, разделенной полосками золота. Однако точно сказать, что египтяне использовали настоящие методы эмалирования, трудно.

Метод припайки золотых полосок к металлическому основанию появился в Нубии в I в. до нашей эры. Метод назвали перегородчатой эмалью, который позже в Византии стал доминирующим стилем эмалирования.

По всей вероятности, византийские мастера эмали совершенствовали свои техники, благодаря связям с Грецией, которая к тому времени доминировала в области производства эмалей.

Основная часть византийских эмалей, известных сегодня, относится к IX-XII вв.

Ранним образцом византийской эмалевой работы является, созданный в конце V или в начале VI века, медальон с портретом-бюстом императрицы Евдокии.

«Средневековые эмали: Византия, Западная Европа, Древняя Русь» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Значительная часть эмалевых произведений Византии. сегодня находится в коллекциях музеев и частных лиц в Западной Европе.

Эмали часто использовали для украшения переносных контейнеров со святыми реликвиями.

Эмали, как правило, изготавливали для аристократии и по заказу императорской семьи как подарки другим членам королевской семьи или церкви.

Например, известно, что император Юстиниан II послал эмали французской королеве Радегунд. Попасть византийские эмали на запад могли и в результате имперских браков. Так, например, немецкий император Отто II в 927 г. женился на принцессе Феофане – племяннице византийского императора Иоанна I Цимисхия.

Средневековая эмаль Западной Европы

В VII в., как считает ряд ученых, работы византийских мастеров копировали мастера северной Италии, а несколько позже им стали подражать на Сицилии и, даже возможно, в Англии.

Эмаль с золотой перегородкой в оттоновский период, процветала на востоке Франции и в Рейнской области.

От перегородчатой эмали западноевропейские мастера отказались в XII в. Они выбрали технику шамплеве, которая выполнялась по основному металлу – это могла быть медь или бронза. Данная техника стала одним из ведущих средств художественного выражения в романском стиле сначала в Испании, во Франции, а к середине века и в Англии.

Эмаль шамплеве была создана в школе Мосан известными мастерами XII в. Годфруа де Клер и Н. Верденским.

Средневековая эмаль Западной Европы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Средневековая эмаль Западной Европы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Украшать эмалью золотые и серебряные предметы вновь стали в конце XIII в., но уже в новой технике – это было бас-тайль эмалирование. Из сохранившихся образцов таких эмалей самый ранний датирован 1290 г.

Новая техника особенно популярна была в Испании и Франции. Примером ее является «Королевский золотой кубок», хранящийся в Британском музее. Изготовлен он был около 1380 г. по заказу брата короля Франции Карла V.

На боковых сторонах кубка изображены сцены жизни и мученичества Святой Агнессы. Бас-тайльское эмалирование закончилось с эпохой Возрождения, хотя до середины XVII в. техника оставалась популярной в Испании и на юге Германии.

Ювелиры конца XIV и первой половины XV вв., работающие под покровительством французского и бургундского дворов, изобрели новые методы нанесения эмали. Полупрозрачные цветные эмали создавали эффект витражей в миниатюре – это была техника plague-a-jour.

Мастера создавали как масштабные трехмерные композиции, так и миниатюрные изделия в качестве украшений. Этот вид работы с эмалью распространился на все европейские дворы. Данная техника предъявляла высокие требования к мастерству ювелира - на плоскорельефные фигуры по всей поверхности накладывалась прозрачная эмаль. Сквозь эмаль просвечивало изображение, пластичность которого подчеркивалась различными по толщине слоями эмали. Технику использовали для изготовления религиозных украшений и готической церковной утвари.

В начале XV в. во Францию проникают идеи Итальянского Возрождения, которые оказывают большое влияние на французское искусство. Мастера Лиможа стали переходить к сложной технике горячей эмали.

Это было новое направление – Новая школа лиможской эмали. Французский город Лимож в XV-XVI вв. становится центром ее развития.

Эмали Древней Руси

На русскую эмаль в науке существуют два взгляда – заимствование византийских традиций и развитие собственного искусства на основе византийских знаний.

Эмали Древней Руси. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 3. Эмали Древней Руси. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Выявление русского происхождения произведений принадлежит Н. П. Кондакову, который отнес ряд вещей к русским. Его предшественники считали эти вещи греческими.

Перегородчатые эмали, которые он нашел на Руси, сопоставлялись с византийскими, и их своеобразие говорило о местном производстве. Произведения первых русских эмальеров были примитивными по сравнению с византийскими. Это было естественно, потому что за плечами византийских мастеров была 500-летняя практика.

Кондаков выявил черты русского эмальерного дела и установил, что украшения с перегородчатыми эмалями принадлежали представителям княжеско-боярской среды.

Эмали Древней Руси использовались в качестве разных украшений, а форма пластины с эмалью зависела от их характера. Важным было то, что пластина всегда была выпуклой. Достичь это можно было, постепенным усилием ударов молотка во время ковки, которая направлялась от середины к краям пластины.

Русские ювелиры следовали византийским традициям, но, тем не менее, осваивали новую и более сложную технику. Об экспериментах русских эмальеров говорит фрагмент серебряной пластины с изображением грифона, найденный в Старой Рязани.

По своей конструкции пластина исключительна и среди изделий с перегородчатой эмалью не имеет аналогов. Лоток в ней был сделан настолько сложным путем, как будто видевший готовые вещи с эмалью начинающий мастер, не имел никакого представления об их изготовлении.

Русская перегородчатая эмаль относится к эмалям с золотым фоном. Таким образом, русская техника эмальерного дела имела свой характер и была узнаваема.

Дата написания статьи: 22.05.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot