Богиня Эйрена
В римской традиции Эйрения ((хора) – это богиня мира, спокойствия и радости. В греческой мифологии ее упоминает Гесиод, но она не входит в греческий пантеон олимпийских богов.
Вместе со своими сестрами она ведала сменой эпох, изобилием и плодородием, была посланницей и прислужницей Зевса. Есть ряд источников, которые говорят о том, что Эйрения (Эйрена) следила за правильным исполнением мирных договоров и была «богиней-контролером».
В Греции распространена классическая версия, которая говорит о том, что Эйрения является дочерью верховного олимпийца Зевса и титаниды Фемиды – второй жены громовержца, до его вступления в брак с Герой.
Эйрена – младшая богиня, у нее насчитывается до 20 сестер, среди которых чаще всего упоминаются только две – Евномия – богиня благозакония и Дике – богиня справедливости.
Если следовать версии, что Зевс – отец Эйрении, то она тогда будет сестрой многих олимпийских богов – Афины, например. По материнской линии (Фемиды) Эйрения – сестра титана Прометея.
Являясь дочерью Фемиды, Эйрена раскрывает правовой характер своей матери, олицетворяя, таким образом, мировоззрение эллинов. Ей отводится важное место в космогонии, несмотря на то, что она относится к младшим божествам.
Эйрения противопоставляется Аресу, т. е. мир противопоставляется войне.
Чаще всего эту богиню изображали в виде молодой девушки, в свободном платье с длинными светлыми волосами. За ее спиной были золотые крылья, а на голове – венок из цветов. Об атрибутах и спутниках богини мало что известно, но, предполагают, что корзина с цветами всегда была у нее в руках.
Рисунок 1. Эйрена. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Цветы – символ красоты и изобилия как у греков, так и у римлян. Среди атрибутов богини упоминаются рог изобилия, факел, скипетр, оливковая ветвь, сноп колосьев, сосуд для питья (ритон).
Богиню особо почитали в Афинах. Павсаний, например, писал о том, что алтари ей были установлены еще первым правителем объединенной Аттики – Тесеем.
Тесей установил правило бескровных жертвоприношениях во время празднования в честь Аттики. Культ богини в Риме был популярным во времена правления императора Октавиана Августа, там ей был установлен алтарь-жертвенник (тоже с бескровными жертвоприношениями).
Творчество Фидия
Фидий - один из самых знаменитых скульпторов древности. О юности и детстве этого человека практически ничего не известно. На пьедестале статуи Зевса в Олимпии есть надпись и на этом основании предполагают его примерный год рождения – 490 г. до нашей эры.
Из надписи известно, что его отца звали Хармид, который, по всей вероятности, тоже был скульптором. Прежде, чем Фидий стал скульптором, он занимался живописью.
Он мог использовать одинаково хорошо любой материал и мрамор, и металл. Он создавал статуи для храмов и святилищ, обращаясь в основном к образам богов.
Святыни города были разграблены и сожжены в 480-479 гг. до нашей эры персидскими войсками и Фидию поручают создать бронзовую группу, изображающую Аполлона и Афину, статуи национальных героев и полководца Мильтиада.
Представление о творчестве скульптора периода классики дают поврежденные скульптурные группы, украшавшие Парфенон, но, зато это сохранившиеся подлинники.
Фидий руководил скульптурной группой ваятелей и сам принимал участие в выполнении скульптур. Ему принадлежало композиционное решение, трактовка сюжетов и, возможные эскизы фигур.
Мраморные горельефы украшали 92 метопы храма. На западном фасаде изображалась битва греков с амазонками, на восточном главном фасаде – битва богов с гигантами. На северной стороне храма изображено падение Трои, а на южной – борьба лапифов и кентавров.
Для древних эллинов смысл этих изображений был очень глубокий. Битва богов и гигантов утверждала идею победы человека над стихийными силами природы, которые были порождены землей и небом в виде чудовищных гигантов.
Борьба греков-лапифов с кентаврами по своему значению близка к первой теме, а троянские сюжеты имели историческое значение. Троянцы олицетворялись с малоазийским Востоком, и в представлении эллинов этот исторический миф ассоциировался с победой над персами.
В тимпане восточного фронтона находилась многофигурная группа, посвященная мифу рождения богини Афины из головы Зевса, а западная группа изображала спор между Афиной и Посейдоном за обладание Аттикой – их спор решало сравнение чудес.
Посейдон исторг из скалы целебную соленую воду, ударив по ней трезубцем, а Афина создала оливковое дерево, ставшее основой сельскохозяйственного благополучия Аттики. Дар Афины боги признали более полезным, и она получила владычество над Аттикой.
Западный фронтон напоминал афинянам, почему покровительницей страны стала именно Афина.
Фидия очень привлекал образ Афины и, кроме Афины Промахос, для Акрополя он сделал еще Афину Лемниянку из бронзы, которую Плиний назвал идеалом прекрасных форм.
В Олимпии, куда Фидий направился после успеха в Афинах, он изготовил статую Зевса, высотой 14 м. Повелитель богов восседал на роскошном троне из кедра, инкрустированном черным деревом и драгоценными камнями. Волосы и одеяния Зевса, а также обувь бога скульптор изготовил из золота, из слоновой кости обнаженные части тела.
Рисунок 2. Статуя Зевса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Голову бога венчал золотой венец.
Фидий придал лику Зевса такие черты, которые отражали бесконечную кротость и полную благожелательность, что сильнее всего восхищало зрителей.
Жизнь великого художника была омрачена судебным процессом, начатым против него в 431 г. до Рождества Христова. Процесс против Фидия начали враги Перикла. Скульптора обвинили в присвоении дорогих материалов, но он умер в тюрьме прежде, чем суд вынес свой приговор.
Последователи Фидия
Аттическая школа скульптуры, во главе которой стоял Фидий, в искусстве высокой классики занимала ведущее место. У Фидия были свои ученики, среди которых наибольшую известность получили Алкамен, Агоракрит, Пэоний. Верным Фидию оставался непосредственный его ученик – Кресилай.
Он был автором героизированного портрета Перикла. Автор портрета показал мудрого государственного деятеля в спокойном величии духа и сдержанном достоинстве.
К концу V века до нашей эры мастера фидиевской школы начинают выражать лирические чувства, стремятся передать грацию и изящество движений с особенной мягкостью. Образ человека при этом не терял своей реалистической правдивости.
В Аттике крупным мастером этого направления был ученик Фидия – Алкамен. Для его искусства характерны были черты утонченного лиризма и интимной трактовки образа.
Скульптурные произведения IV века до нашей эры дошли в основном в римских копиях, но, тем не менее, можно иметь представление о развитии скульптуры того периода.
Реалистические и антиреалистические тенденции в искусстве IV века имели большую остроту, чем в V веке до нашей эры. Основное противоречие заключалось в отмирающей архаике и развивающейся классике.
Скульпторы, следовавшие традициям высокой классики, создавали отвлеченное от жизни искусство. Оно уводило от острых противоречий и конфликтов в мир отвлеченно прекрасных образов. Представителями этого направления были Кефисодот, Тимофей, Леохард, Бриаксис.
Кефисодот Старший – афинский скульптор был автором оригинала статуи Эйрены с Плутосом. Эта статуя Кефисодота сочетала новые черты – жанровую трактовку сюжета, мягкое лирическое чувство со склонностью к идеализации образа, к его внешней сентиментальной трактовке.
Скипетр должен был находиться в правой руке Эйрены, в левой, которой она поддерживала Плутоса – рог изобилия.
От фигур Фидия ее отличает оживление драпировок, которые струятся не только крупными и строгими, но и мелкими живописными складками. Прическа богини отличается исключительной пышностью.
Статуя Кефисодота цельная, но ее местонахождение на людном афинском рынке, говорило о том, что составные начинания начали распадаться. Форма вещи и ее содержание отрываются друг от друга, но продолжают скрепляться древней ритуальной мыслью – мать и сын.
Рисунок 3. Эйрена. Статуя Кефисодота. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Искусство Кефисодота, таким образом, несло в себе интерес к лирическому душевному настроению вместе с чертами внешней эффектности и нарядности и нарочитой красивости.