Пергамская школа эллинистической скульптуры
Эпоха эллинизма, охватившая период с IV по I вв. до н.э., была завершающим этапом развития древнегреческой культуры. Это был сложный этап, представлявший собой переплетение культурных достижений греческой и восточной цивилизаций. Вот почему для него характерно активное развитие разных художественных форм, связанных с ценностями обеих культур.
Скульптура этого периода отличается индивидуализацией образов, рельефностью в передаче света и тени, контрастом в изображениях богов и людей. Мастера чаще всего создавали скульптуру жанрового характера, а также портреты и монументальную пластику. Получили развитие бытовая и садовая скульптура.
Гигантские статуи, многофигурные группы и огромные рельефные композиции служили украшением храмов и акрополей.
Характерными чертами эллинистической скульптуры являются отражение и раскрытие духа беспокойства и напряжения, стремление к театральности и натурализм.
Мастера эпохи эллинизма умели передавать эмоции, движения. Они создавали сложные композиции для многофигурных групп и рельефов, а также скульптуры, которые можно было рассматривать с различных точек зрения.
В городе Пергамон (Малая Азия) сформировалась «Пергамская школа», выработавшая собственный стиль скульптуры. Пергамский стиль скульптуры отличался высокой степенью эмоций, а также выраженным натурализмом, благодаря чему у зрителей создавалось чувство реальности.
Пергамская школа развивала художественные принципы древнегреческого скульптора и архитектора эпохи поздней классики Скопаса. Его скульптуры наполнены чувствами, движениями. Созданные им образы глубоко психологичны.
Греческая скульптура эпохи эллинизма, созданная в Пергамоне, представлена серией статуй умирающих галлов. В них мастер реалистически передал внешний облик галлов и их духовное содержание.
Самые известные скульптуры находятся в Капитолийском музее и Национальном музее в Риме. Специалисты считают, что это копии работ, которые были выполнены по заказу царя Атталла II в честь победы над галлами.
«Галл, убивающий себя и жену»
В эпоху правления царя Атталла II, одержавшего победу над галлами, площадь святилища Афины украшали статуями, посвященными победе в этом сражении.
Во второй половине III века до н.э. при дворе Атталла работал скульптор Эпигон. Он делал копии с некоторых статуй из скульптурной композиции «Галл, убивающий себя и жену».
Мастер изобразил галла, который, чтобы не сдаваться в плен победителям, решил заколоть мечом себя и жену. Драматический сюжет используется Эпигоном для выражения героических черт галлов – скульптору удается передать храбрость проигравших воинов.
Скульптуры, изображавшие сцены из мифов и реальных сражений с врагами Пергама и Греческого мира – называются «Малые посвящения». От «Больших посвящений» они отличались маленькими размерами.
Умирающий галл представлен в образе героя. Мощное тело воина резко контрастирует с бессильно падающим телом его жены. На лице галла изображены страдание и трагическая решимость.
Скульптор большое внимание уделял передаче этнического типа. Композиция довольно сложная – она объединяет две контрастные фигуры. Чтобы получить полное представление о скульптурной группе, нужно обойти ее с разных сторон. Смена зрительских аспектов позволяет увидеть разные композиционно-пластические мотивы и разные образы героев: то на первый план выступают черты страдания, то героический пафос.
«Умирающий галл»
Тема смерти иноплеменника также отражена в статуе «Умирающий галл». Автор изобразил галла, истекающего кровью. Он лежит на щите, пытается встать, но не может, силы его уходят, сознание угасает.
Умирающего обуревают страдание, мужество и в то же время осознание неотвратимости смерти. В своем шедевре пергамский мастер очень точно передал этнический тип галла.
Мы видим сильного, физически развитого мужчину с резкими чертами лица. Волосы галла торчат короткими грубыми прядями (галлы смазывали их известковым раствором). На шее вождя – металлический обруч.
Скульптура «Умирающий галл» является шедевром античного искусства.
Статую обнаружили во время строительства виллы Людовизи в Риме. Сначала она хранилась в палаццо Людовизи на Пинчо, потом скульптуру выкупил папа Климент XII.
Во время наполеоновских войн «Умирающего галла» вывезли французы и в течение нескольких лет он выставлялся в Лувре.